|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 563
кости и повиновение суду; в обоих этих случаях вассалы были принуждены силой принудить как сюзерена, так и
вассала, исполнить свой долг, ибо сообразно присяге на них лежала одинаковая обязанность, как соблюдать
повиновение своему сюзерену, так и охранять законы и обычаи Иерусалимского королевства (les Assises et les
Usages Royaume).
Потому, если сюзерен заключил одного из вассалов без судебного приговора, то все поры (pairs от лат. pares
равные, то есть совассалы) заключенного были обязаны, по требованию его родственника, идти к сюзерену,
требовать освобождения и ходатайствовать, чтобы он был представлен на суде. Если сюзерен отказывал им без
уважительных причин, то вассалы обязывались силой оружия освободить заключенного, но при этом они не
могли действовать, если бы сюзерен лично защищал вход в темницу. Не имея права по долгу верности биться
лично с сюзереном, они в таком случае отказывали ему в повиновении, пока он не удовлетворит их просьбу.
Таким же образом они поступали и тогда, когда сюзерен лишал кого-нибудь лена или одной части его. Они
сначала оповещали своего сюзерена и требовали представить вассала на суд, и, в случае отказа, или вводили его
силой во владение, или, в случае невозможности, сами отказывались от повиновения....
Как вассалы принуждали сюзерена к исполнению обязанностей, подобно тому они смотрели строго за тем,
чтобы их со-вассалы не нарушали ленных обязанностей, и даже подвассалы принуждали к тому же своего
сюзерена. Если вассал по приглашению своего сюзерена не являлся на суд без всяких достаточных причин, то его
подвассалы имели обязанность требовать от него, чтобы он явился в 14-дневный срок на суд сюзерена, куда они
его сопровождали и поддерживали. Они должны были вытребовать от сюзерена обеспечение для его лица; и тот
не мог им отказать, или иначе они стали бы поддерживать своего ближайшего сюзерена в упорстве не являться на
суд. Но если вассал в 14-дневный срок не являлся, то подвассалы оставляли его и переходили на сторону
верховного сюзерена. Точно так же они были обязаны, в случае вражды их ближайшего сюзерена с его верховным
сюзереном, требовать от первого, чтобы он в 14 дней прекратил все неудовольствия судом, и в случае отказа брать
сторону верховного сюзерена. Со своей стороны, сюзерен обязывался в 14-й день вручить им те лены, которые они
утратили вследствие разрыва со своим сюзереном. Если сюзерен медлил, то подвассалы имели право
возвращаться к своему непосредственному сюзерену и помогать ему до тех пор, пока они не будут вознаграждены
за свою потерю.
Но другое и главное средство восстановления прав и сохранения законов и обычаев королевства составлял
ленный суд, собиравшийся около сюзерена и известный под названием Верхней палаты (la haute Court), и суд
горожан, или Нижняя палата (la baisse Court, или la Court des bourgois). Обе палаты действовали на основании
составленных еще в первое время существования Иерусалимского королевства законов и на основании обычаев
(Assises et Usages), как они были записаны при Готфриде Буль-онском, и кодексе феодального права, известного
под названием «Letre dou Sepoulcre» (Письма Гроба Господня), или «Livre des Assises et des bons usages dou
voiame de Iherusalem» (Книга судебных приговоров и добрых обычаев Иерусалимского королевства).
Geschichte der Kreuzzuge, nach morgenlandischen und abendland. Berichten.
Leipz., 1807, I, 314-375.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|