|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 560
Совершеннолетие. Совершеннолетие для молодого человека начиналось только по исполнении 25 лет, а у
женщин после 12 лет. Ленный владетель или владетельница должны были по достижении этого возраста просить
сюзерена перед судом о снятии с них опеки, и сюзерен, удостоверившись в их летах, должен удовлетворить их
просьбу, но под условием, чтобы мужчина был или сделался рыцарем, а женщина выбрала себе храброго мужа,
который мог бы отправлять военную службу. Тому, кто не был рыцарем, давался известный срок для
приобретения этого звания. Если сюзерен не был убежден в законности возраста, то претендент должен был то
доказать клятвенными показаниями двух христианских свидетелей или свидетельниц.
Замужество. Незамужним, получавшим лен или опеку, выбор мужа не вполне предоставлялся на их свободу;
даже в случае произвольного выбора они лишались своих прав при жизни мужа. С другой стороны, они не могли
оставаться незамужними, и до 60 лет обязывались, по востребованию сюзерена, выходить замуж. Если дама сама
предоставила сюзерену дать ей мужа, то он обязывался требовать у своего совета, чтобы он назначил в течение 14
дней трех рыцарей, из которых та дама сделает свой выбор; если же сюзерен промедлит, то она может выйти
замуж, не спросясь сюзерена....
Вдовство. Вдова (feme franche) барона получала свой вдовий удел (doaire) половину его лена и половину всего
движимого и недвижимого имущества. Сюзерен не мог принуждать вдову выйти замуж, но и она не могла
выбрать себе мужа без согласия сюзерена и того лица, который получил другую половину лена или имел ее в
своей опеке. Если же она получала вместе с вдовьим уделом и опеку над другой половиной или над каким-нибудь
другим леном, то права сюзерена возвращали всю силу. Вдове предоставлялось, однако, ограничиваться одним
вдовьим уделом, а опеку вручить самому сюзерену. Права вдовы на свой удел ограничивались доходом с него. Все,
что оставалось от рыцаря сверх его лена, шло на покрытие его долгов; если же того было недостаточно, то вдова и
наследник брали на себя остальное пополам.
Вручение лена. Те, которые получали лен, какой бы то ни было, от самого иерусалимского короля, становились
перед ним на колени, клали свои руки в его и говорили следующие слова: «Sire, je deviens home lege de tel fie et
Vous promet je a garder et a sauver conver contre tous ceaux et toutes gens qui vivre et morir puissent» (Государь, я
становлюсь вашим вассалом по лакомую лену, и обещаю вам хранить и защищать его против всех тех людей,
которые могут жить и умирать). Сюзерен отвечал на это: «Во имя Господа, я принимаю вас своим вассалом;
верность и сохранение ваших прав обеспечивают и мои права». После того он давал вассалу поцелуй верности.
Таким образом, сюзерен и вассал клялись взаимно выполнять свято обязанности и обоюдный долг. Вследствие
того итальянские юристы феодального права сравнивали отношение сюзерена и вассала с отношениями
супругов. Нарушение присяги имело такие же дурные последствия как для вассала, так и для сюзерена.
Обязанности вассала по отношению к сюзерену. Заключаемый договор возлагал на вассала следующие
обязанности по отношению к его сюзерену: а) он не должен ни сам поднимать руку на своего сюзерена, ни
допускать к тому другого, насколько то будет в его власти; b) не должен вести против него войну, если того не
потребует сюзерен, которому он дал прежде присягу; c) обязан защищать сюзерена от брани и оскорблений со
стороны кого бы то ни было и ни в каком случае самому не содействовать нарушению чести или прав и
собственности своего сюзерена; а следовательно, не присваивать себе принадлежащего ему, исключая случаев
судебного приговора; d) дочерей и сестер сюзерена, пока они живут незамужними в его доме, и его жену по мере
сил ограждать от всяких покушений на их честь и еще менее позволять то себе самому; e) давать советы сюзерену
по совести и по правде, когда он попросит о том; f) напротив, никому не помогать советом во вред своему
сюзерену; g) являться на суд вассалов по призванию сюзерена
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|