|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 557
тязания могли быть выводимы из отношений к последнему правителю, и кто стоял ближе к нему, тот имел и
большие права; но мужская линия предпочиталась, однако, женской и в одних степенях, хотя бы представители
последней были старше представителя первой. Само государство было нераздельно, и потому не могло, как
другие лены, подвергаться делению между лицами с одинаковыми правами. После смерти короля тот, кто
казался ближайшим наследником, собирал вассалов короны для изложения перед ними своих прав, давал им
обещание исполнить все, что касается его, как ленного государя, и требовал от них присяги на подданство. Если
его права признавались ясными и основательными, тогда вассалы являлись к нему и предлагали дать со своей
стороны присягу, но по исполнении того же самого королем. Так опасались насилия власти, что сначала король
давал обязательство и только после него вассалы. Затем приносили св. Евангелие, и пока король держал на нем
руку, один из его вассалов читал ему следующую присягу: «Государь, вы клянетесь над св. Евангелием, как
христианин, всей своей законной властью (de tout votre Iegal posir, то есть pouvoir защищать, сохранять, помогать и
покрывать против всех живущих смертных, contre toutes gens qui vivre et mourir puissent) поддерживать и
исполнять все обычаи, распоряжения и определения королевства; признать все постановления и льготы,
дарованные вашими предшественниками, и всякий раз, когда возникнут по такому делу споры, отдавать их на
решение вашей палаты (court). Наконец, этой же присягой вы обязуетесь в отношении всех охранять и соблюдать
справедливость». После того король садился на свое кресло, и вассалы друг за другом давали ему присягу. Если
государство поручалось опекуну, то сверх того требовалось от него защищать всеми законными мерами питомца,
а крепости и замки его вручать только таким лицам, которые были бы баронами и вассалами короны. Король
должен быть коронован патриархом в Иерусалиме, в храме св. Гроба. Впоследствии, когда Иерусалим был отнят
(1187 г.) у христиан, Тир избрали местом коронования, если Иерусалим не находился снова в руках христиан.
Если место иерусалимского патриарха не было занято, то коронование совершал архиепископ Тирский, как
первый архиепископ королевства, вместо же его архиепископ Цезарей, а если и это место оставалось незанятым,
то епископ Назарета.
Король должен был являться на коронацию в одежде дьякона, с подстриженными волосами (la tete
deschevelèe) в сопровождении государственных чинов, сенешаля, коннетабля, маршала и шамбеллана, вместе с их
подчиненными. Прежде, нежели он получал корону, он должен был дать клятву в том же, в чем клялся перед
своими вассалами, и короновавший прелат, надевая на него корону, давал ему такую же присягу и представлял
его собравшемуся народу как короля. После славословия и обедни, во время которой король сидел с
благоговением на кресле перед алтарем, короля подводили двое из высшего духовенства к алтарю, и прелат мазал
его святым елеем и вручал ему пять знаков королевского достоинства: кольцо, как символ верности, меч для
защиты правды и веры, корону, как символ достоинства, скипетр в знак карательной власти, и шар,
изображающий собой область королевства. После того он обращался к новому королю с приветствием. Король
целовал всех присутствующих прелатов и, вкусив св. причастия, снимал корону с головы. Прелат, венчавший его,
брал, наконец, государственное знамя из рук коннетабля, кропил короля св. водой и передавал ему знамя. Король
возвращал его опять коннетаблю.
По исполнении всего этого король в сопровождении той же свиты, с которой явился, шествовал в Храм
Господень и приносил на алтарь, на котором Господь был подан Симеону, свою корону с тем, чтобы ее выкупить
каким-нибудь приношением, подобно тому, как был представлен сам Спаситель и выкуплен
жертвоприношением. Оттуда он отправлялся в дом храмовников, где со своими баронами и всеми, кто желает
принять участие, торжественно обедал, причем граждане Иерусалима прислуживали. Жителям св. города было
предоставлено
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|