На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.) стр. 555

Цезаря, Энаминонда, даже Астиага и др. Сверх того он учит, как лучше устраивать лагерь, выбирать место для сражения, ставить пикеты, тревожить неприятеля, отступать в порядке, делать засады, не пересекать отступления неприятелю, чтобы не внушить ему отчаяния, как вести осаду и др. Затем автор переходит к внутреннему устройству будущего Иерусалимского королевства, и начинает с советов самому королю: XVII. О том, как после завоевания Обетованной земли избрать единого короля. По завоевании Обетованной земли следует поставить короля, который повелевал бы всеми, благоразумно и по правде управлял подданными, изгонял и устрашал неприятеля, как о том гласит Святое Писание: «Когда придешь в землю, которую Господь, Бог твой, обещал дать тебе, и овладеешь ею и населишь ее, поставь царя (regem), которого изберет тебе Господь, Бог твой» (Второзак., XVII, 14). Сказано, именно, одного царя, а не многих, как и выше мы сказали: одного наместника (capitaneus), чтобы тем благоприятствовать миру и единству. Больше всего надобно опасаться несогласий, что легко может случиться по довершении победы, вследствие различия языков, стран, характера и нравов. Когда-то Вавилонский султан сравнивал себя со змеем, у которого много хвостов и одна голова, почему он легко может тащить за собой свои хвосты; христиан же он называл змеем с одним хвостом и многими головами, почему хвост не знает, чьей фантазии (appetitus) должно повиноваться; и Христос сказал: «Никто не может служить двум господам» (Матв. 6, 24). Итак, следует избрать одного, но не всякого, а кого изберет Господь, Бог твой, кто ненавидит неправду, славится добродетелями, ищет полезного, гнушается злым: да будет вторым Давидом, кого все единогласно помазали в Сиона... Да будет вторым Соломоном, на лицо которого хотела взирать вся земля... Да будет, наконец, как Иосиф, который направил свой народ к покаянию, перенес всякие неправды и в те дни укрепил благочестие. Таков должен быть король Иерусалима, чтобы народ христианский возрастал в нем и доблестью, и числом. Прекрасно сказал по этому случаю поэт Антиклодий: «Порядок, в мире слагается по образцу короля; и жизнь правителя больше значит для нравов людей в государстве, чем сами законы». Таким был возлюбленный избранник Божий Готфрид (герцог Бульонский); а преемники его сделались данниками султана Египетского и Дамасского. XVIII. О том, как король должен воздерживаться от всякого излишества и суеты. Как выше мы изложили в нескольких главах пользу военной дисциплины, так теперь нам остается сказать несколько о добрых нравах. Читая внимательно предыдущее (первые 12 частей третьей книги), мы часто замечаем, что крестоносцам недоставало того и другого. Чтобы сказать коротко, что народ слагается по образцу короля: «Каков правитель страны, таковы и ее обитатели», говорит Екклесиаст. И выше мы читали, что «порядок в мире слагается по образцу короля». Постановленный король да не считает себя несвязанным никакими законами, и да повинуется свыше данным заповедям. Сделавшись королем, он не должен увеличивать числа своих лошадей; необходимое число их и всадников для защиты государства не запрещается, но предосудительна в этом отношении та роскошь, которую обнаружил Соломон, державший, как говорят, 40 тысяч жеребцов для колесниц, 12 тысяч верховых и 20 тысяч всадников. Подобное тщеславие запрещается, как тягостное подданным и ненавистное по себе. Таким числом лошадей законодатель дал понятие и об остальном, в чем Соломон превзошел все: на его стол ежедневно выходило 30 мер лучшей муки и 40 простой; десять откормленных быков, 20 луговых и 100 баранов, не считая оленей, коз и дичи. Он заказал двести круглых щитов из чистого золота и 300 продолговатых для пышности царского дома; их употребляла стража, возлежа у дворцовых ворот... А как все было обременительно для подданных, можно прочесть в Святом Писании, III книга Царств, 12, когда народ восклицал его сыну Ровоаму: «Твой отец положил на нас тягчайшее иго; убавь его нам несколько, и мы послужим тебе». Когда же он отвечал противное и угрожал еще больше, то потерял десять колен и причинил распадение царства. К чему королю служит излишнее воо


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes