|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 553
что лучше золота? Яспис. А ясписа? -Смысл. А смысла? Разум. А разума? -Уменье.... Храбрость без рассудка
есть меч в руках безумного;
Аристотель, подходя к горе, на просьбу учеников сказать им мудрое слово, произнес: «С плачем и
уничижением вступил я в мир, живу со страхом и удаляюсь смущенным в полном невежестве».
Вашей великой власти, Господом Богом дарованной, Марин Санудо по прозванию Торселл, себя и своих
всенижайше и всепре-даннейше поручает.
Третья книга
Третья книга и последняя посвящена автором почти исключительно историческому изложению дела и состоит из 15 частей. В
первых двенадцати излагается история Палестины, начиная с библейских времен и до изгнания крестоносцев из Азии после взятия
Птолемаиды в 1291 г.; это — простая компиляция, за исключением 12-й части, где автор говорит о последнем периоде борьбы с
мусульманами как современник. Часть 13-я знакомит с обычаями татар и их историей; в 14-й части предлагается подробное описание
Палестины, и только в последней, 15-й части автор, возвратившись к своему главному предмету, снова говорит о средствах к
утверждению власти христиан на Востоке с той целью, чтобы из несчастных уроков прежних крестоносцев извлечь правила того, чему
должны следовать и чего необходимо избегать:
Часть пятнадцатая содержит средства к удержанию Святой земли в своей власти, в противоположность вышеизложенным
порокам и заблуждениям, и состоит из 25 глав.
I. О том, как необходимы военная дисциплина и постоянные воинские упражнения. В предыдущих частях (в
историческом очерке Палестины и всех Крестовых походов от Готфрида Бульонского до взятия Птолемаиды
мусульманами) изложены те разнообразные недостатки в нравах и военной дисциплине, от которых так тяжко
пострадал христианский народ в Земле обетованной. Но понесенное наказание вразумляет; испытанные бедствия
в прошлом спасают от будущих; неудачи научают извлекать пользу; опасности указывают на средства против них;
из заблуждений мы выводим законы жизни и порядка. Прежде всего, мы замечаем, что верные всего более
грешили в отношении военной дисциплины, ибо крестоносцы (crucesignati) часто и весьма несправедливо
вызывали сарацин, остававшихся спокойными, и эти при своей многочисленности разрушали дома, крепости и
города. В минуту же крайности христиане не умели скрыть того и отправить послов с мирными предложениями,
помня Христовы слова: «Какой царь, идучи на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде,
силен ли он с десятью тысячами противостоять идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, когда тот еще
далеко, пошлет посольство просить о мире» (Лука, XIV, 31, 32). Особенно так нужно поступать, когда имеешь
перед собой врага и деньгами более богатого, и находчивое в хитрости, и свирепее в жестокости, и сильнее
оружием и средствами. Такова воля Божья, что иногда должно смиряться по грехам, и тут было бы глупо
заноситься и не искать мира, как то мы видим на примере Иоакима и Седекии, и на примере второго латинского
короля (говоря так, наш автор начинает пользоваться своим историческим очерком судеб Палестины в
библейскую эпоху и эпоху Крестовых походов). Случалось и так, что наши в небольшом числе решались бороться
с превосходными силами неприятеля, и даже по взятии города не успевали бежать; вслед-ствии того Бендокдар
(мусульманский вождь) по завоевании Антиохии, говорят, сказал некоторым из христиан: «О, христиане, вы
глупы и слишком неразумны, ибо не умеете вовремя ни сражаться, ни хранить мира, ни искать спасения в
бегстве». Потому по завоевании Палестины, если желают спокойно владеть ею, необходимо, между прочим,
заботиться о военной дисциплине и о постоянных воинских упражнениях: пусть всенародно постановят, чтобы
читали в школах избранные места из сочинений Вегеция1: «De re militari» (о военном деле),
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|