|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 550
другим способом. Во-первых, если ты захочешь идти вверх по Нилу с твоим вооруженным флотом, то знай, что
река местами до того узка, что неприятель может с того или другого берега забросить огонь на твои корабли, и
тем самым сжечь флот вместе с экипажем (cum gente). Во-вторых, сарацины опустят в реку Нил цепи, сделают
запруды (stellatae), набьют сваи (pallotae) или построят мост на судах, как то было сделано у Франколина в округе
Феррары; им же все это исполнить тем легче, что они могут укрепить конец моста на одном берегу, а на другом
будут держать его наготове для спуска по течению, когда то потребуется, и притом на обоих берегам им можно
содержать стражу. Таким образом, когда христиане приблизятся со своим флотом к их цепям или мостам, они
отпустят мост с одного берега, и течением реки он сам прижмет христианские суда к берегу; между тем
сарацины, стоящие на берегу, могут весьма удобно перерезать весь экипаж. На все это я имею ответ; начнем с
первого пункта: ваше войско будет настолько предусмотрительно и заботливо, чтобы иметь при себе все
необходимое для потушения огня, и притом этот огонь, когда его только что бросили, легко уничтожается; и так
это вовсе не мешает христианам делать свои нападения. Относительно второго пункта скажу, что если сарацины
изготовят цепи, запруды и сваи, то им же придется вследствие того содержать большую стражу и немалое число
людей для охранения цепи, запруд и свай, притом на обоих берегах и во многих пунктах, особенно же в рукавах
Дамиетты и Раксета, ибо они весьма широки. Но, несмотря на все то, христиане могут смело идти на эти цепи,
сваи и мосты вместе со своими кораблями и подъемными машинами (arganis); нужно только избегать времени
полноводья и сильного течения; наместник, как человек благоразумный, дождется такого времени, когда настанет
мелководье, или когда подуют столь сильные ветры с моря и погонят воду его в рукава Нила, так что течение, и
без того медленное, почти совершенно останавливается; тогда, пользуясь этим же самым ветром, попутным для
себя, он пошлет вперед лучшие из своих кораблей и самые тяжелые, чтобы удар был сильный, и они вместе с
подъемными машинами, на всех парусах, двинутся вверх по течению; толчок, данный ими, будет так действенен,
что они пробьют мосты, цепи и сваи, повалят их и разбросают по сторонам; затем они могут плыть куда им
угодно и с Божьей помощью овладеют всей рекой; так христиане уже делали, как я слышал, около Дамиетты.
При этом надобно иметь в виду то, что когда армия Вашей Святости, состоящая из 15 тысяч пехоты и 300
всадников на жалованье, овладеет берегом, то еще до окончания года около нее соберется до 5 тысяч людей без
жалованья, которые навезут туда съестных припасов и других необходимых для войска вещей, а потом можно
сказать, что всего будет до 20 тысяч человек; при таком же числе, с Божьей помощью, нельзя сомневаться в
добром успехе вашего войска.
В следующих главах (II—IV) автор опровергает другие возражения своих противников, доказывая, что султан не может отвести Нил
в Океан (то есть через Черное море), чтобы таким образом не уничтожить значения устьев Нила, и что население Египта и Сирии хотя
и многочисленно, но непривычно к морскому делу. Главы V—VIII посвящены описанию устройства судов более удобной конструкции для
предстоящей войны и особенного вооружения людей применительно к характеру новой борьбы с неверными. Затем автор переходит к
подробной смете содержания армии.
IX. О том, как наместник должен распределить войско и в каком порядке и размере будет выдаваться ему провиант.
Сверх вышесказанного Вашей Святости почтительнейше докладывается о необходимости того, чтобы наместник
христианского воинства или его вождь получил от Вашей Святости строгую инструкцию и чтобы ему было
вменено в непременную обязанность заботиться особенно о распределении (ad ordinandum) своих людей:
наместник или вождь должен разделить как получающих жалованье, так и находящихся по другим делам в
войске, на тысячи, сотни, полусотни и десятки; каждый такой отряд получает начальника или главу, которому
дается такая власть, чтобы он в глазах всех занимал место на
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|