|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 538
Вильгельм Трипольский
БИБАРС, МАМЕЛЮКСКИЙ СУЛТАН. 1260-1273 гг. (в 1273 г.)
В первой главе дается краткий обзор мусульманских государств — после низвержения Эйю-битов и пленения Людовика Святого в 1250
г. до возведения на престол Каира бывшего предводителем мамелюков Бибарса Бондогара в 1260 г.
II. О процветании нынешнего султана и о его имени. Этот султан (Бибарс, принявший по вступлении на престол
имя Малек-Эльвегер-Бондогар), можно сказать, в военном искусстве не уступал императору Юлиану (Juliano
Caesare), а своими злодеяниями не был ниже Нерона. Он успел подчинить себе пять государств, в которых
царствовал и правил единовременно: царство Египет; королевство Иерусалимское, где некогда господствовали
Давид и Соломон; царство Сирию со столицей Дамаск; царство Алеппо, в земле Эмат и царство Аравию, страну
детей Моава и Аммона. Этот султан уже погубил 280 своих эмиров и друзей, по двое, по трое или по четыре
вместе, под тем предлогом, что они будто бы хотели его умертвить. Тем же, которые остались в живых, он внушил
такой страх, что они не осмеливались перейти из одного дома в другой, ни говорить друг с другом, ни называть
себя приятелем кого-нибудь. Чтобы всех заставить трепетать перед собой, он, переодевшись, разъезжал с
немногими, с четырьмя, пятью или семью спутниками, и когда думали, что он в Египте, он ездил по Азии, и
наоборот; так что немногие, и даже никто, кроме своих, не могли знать, где он находится со своими
приближенными. И если кому случится увидеть его и узнать, он запрещал говорить: «Вот султан» или кланяться
ему: все должны были молчать, как бы глаза у них были закрыты, и пока он не проехал, никто не дерзал говорить:
«Султан здесь или там». И не вздумай кто-нибудь спросить: «Где находится султан?» Он приказал умертвить
одного несчастного за то, что тот при встрече с ним сошел с лошади, стал на колени, преклонил голову и
поклонился ему, так как он узнал султана, шедшего со своей небольшой свитой; спутников же умерщвленного он
отпустил с миром, ибо они его не узнали.
Когда он тайно готовился идти в пилигримство ко гробу Магомета в Мекку (Медину), один из его эмиров
(admirallus), друг его и человек домашний, подошел к нему и почтительно просил взять его с собой в святое
странствование. Султан спросил: «Откуда ты знаешь, что я должен странствовать?» Несчастный ответил:
«Повелитель, я расспрашивал и узнал, что вы намерены отправиться в дорогу». По приказанию тирана его тотчас
вывели на площадь, где собралось множество народа, вырезали ему язык и перед всеми объявили: «Так
наказывается каждый, кто осмеливается проникнуть в тайны султана».
Этот султан легко клянется, присягает и обещает, но держит слово только тогда, когда хочет. Правду он любит
в других, но сам не краснеет оттого, что в нем царствует коварство; хвалится тем, что превосходит всех своей силой
и славой, и не признает никого выше себя. Он сознается, что Магомет был велик, но утверждает, что сам он
совершил более великие дела и совершит еще большие. Наше могущество (то есть христиан) и наше воинство он
осмеивает,
ВИЛЬГЕЛЬМ ТРИПОЛЬСКИЙ (GIIILLELMUS TRIPOLITANUS. Родился в 1201 г.).
Он был одним из знаменитых миссионеров на Востоке и папским нунцием; родился в городе Триполе. Папа
посылал его в Татарию, и, возвратившись из путешествия, Вильгельм составил в виде отчета «Книгу о
состоянии сарацин после возвращения короля Людовика (IX) из Сирии», которая была им представлена
Папе Григорию X (1271-1276 гг.); но она до сих пор не издана, и только отрывок из нее помещен в сборнике
Duchesne. Historiae Francorum scriptores etc. (Par., т. V, с. 432 и след.). Мы привели его в целости, исключая
небольшую первую главу.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|