|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 499
лось, неприятель удалился. Но я далек от мысли, чтобы подобное злодеяние могло гнездиться в сердце одного
человека.
После того автор снова оставляет татаро-монголов и рассказывает внутренние события европейской истории, и опять
преимущественно те, которые относятся к борьбе Генриха III с баронами Англии, и Фридриха II с Папами, под годами 1232 и 1243-м. Но
дойдя до 1244 г., автор возвращается к татаро-монголам по поводу просьбы венгерского короля к Фридриху II о помощи против
завоевателей под условием ленной присяги императору; рассказав коротко, что Фридрих II изгнал татаро-монголов и освободил Венгрию,
автор записывает брак побочной дочери Фридриха с одним греческим князем Вата-ком, что еще более восстановило Папу против
императора, ибо Батак в его глазах был еретик. После того автор обращается, наконец, к Палестине и говорит о том влиянии, которое
произвело на ее судьбу вторжение татаро-монголов в Переднюю Азию.
1244 г. Между тем татары, изгнанные из Венгрии, не имея возможности вынести удара, нанесенного им
силами императора, оставили северные страны и с быстротой направились на Восток. В то время, когда они
опустошали со свирепостью владения Персии, другой народ, весьма кровожадный и бесчеловечный, населявший
страны, соседние Черному морю и признававший над собой власть вавилонского султана, известный под
названием хорезмийцев, старался избежать бури, угрожавшей ему от вторжения варваров. Явившись к
вавилонскому султану, они настойчиво требовали у него места для поселения. Султан, понимая, что в случае
отказа хорезмийцы добудут свое мечом, отвечал им: «Недалеко от нас обитает народ, который мы называем
христианами; они живут в приморских странах, враждебны нашему закону, неприязненны нам и угрожают
вступить с нами в еще более ожесточенную борьбу. Самое драгоценное для них место Иерусалим. Идите же
мужественно на них, выгоните их и овладейте их жилищами. Победив христиан, вы обогатитесь драгоценными
добычами, приобретете вволю земель с замками и городами, и тогда вы рассчитывайте вполне на мое
покровительство». Тогда хорезмийцы, воодушевленные такой речью, напали сначала на Иерусалим и произвели
страшное опустошение между христианами, как мы подробно узнали о том из писем владетельных лиц.
«Фридрих (II)1, Божьей милостью император римлян и Август, король Иерусалима и Сицилии, Ричарду, графу
Корнваллий-скому, своему любезному брату, привет и уверения в искренней дружбе!
В Риме был слышен голос, рыдания и вопли. Молва признала этот голос за предвещание наших бедствий; но
бедствия не приходят поодиночке. Действительно, многочисленные удары грома, разразившиеся в окрестностях
Иерусалима, предвещали близость бури, кровавое истребление верующих во Христа, плачевную утрату Гроба
Господня, наконец опустошение св. города, и все это случилось в наше время. Молния сверкнула, но вместо того,
чтобы привести за собой росу или капли дождя, она заволокла тучами небо и залила нас потоком бедствий.
Действительно, в ту минуту, когда любовь и долг веры воодушевляли христиан, переживших избиение от руки
хо-резмийцев, к тому, чтобы отомстить злодеям за то бедствие, и когда вожди и самый последний воин требовали
восстановления чести, патриарх Иерусалимский, желая один воспользоваться славой победы и считая, вероятно,
других князей недостойными его сообщества, явился проповедником похода Господня, раздражал и без того
пылкие сердца своих слушателей и воспалил в них благочестивую ревность, которая на этот раз была неуместна;
не дождавшись благоприятной минуты а это главное тре-
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|