|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 473
паствы, хлеб, сады и огороды; она вела обширную торговлю, занималась морским разбоем, утопала в
наслаждениях и грехах и погибла в геенне. Но час суда настал.... (пропуск в манускрипте). При третьем
землетрясении жители погибли, но город остался в целости. Дамиетта была прежде осаждаема греками и
латинами, которые оставили свое предприятие. В этот третий раз Царь царствующих и Господь господствующих
предал ее в руки своих служителей, ведомых Иисусом Христом, который живет, царствует, повелевает и
торжествует, который наводняет и оплодотворяет Египет, «и овладеет смущение теми, которые расчесывают лен
и выделывают висон» (Ис., XIX 9).
За этим следует лирическое обращение к городу Дамиетте, в котором автор упрекает его за грехи, бывшие причиной его падения; и к
жителям города Кёльна, которых автор приветствует как главных героев успеха всей осады:
Возрадуйся ты, страна Кёльна, воздай хвалы Богу, приди в восторг, ибо руки твоих обитателей, твои военные
машины, твои воины и твое оружие, твои припасы и твои сокровища содействовали успеху этого похода более,
нежели все остальное Германское королевство. И ты, Кёльн, город святых, сады которого дали у себя отпрыск
лилиям девственниц, розам мучеников, фиалкам исповедников веры, преклони колено для прославления
благочестия твоих дев и вознеси громогласно твои бесконечные благодарения!
Далее автор говорит об одной арабской книге, в которой предсказывалось взятие Дамиет-ты, о прибытии послов из различных стран
с поздравлениями; описывает отчаянное положение жителей, измученных голодом; рассказывает, как победители разделили между собой
богатства и предались пьянству и всяким порокам, как, несмотря на то, они успели овладеть соседним городом Танисом и как, в начале
1220 г., Конрадин испытал неудачу под Дамиеттой и выместил ее на Палестине. После такого отступления автор снова возвращается к
крестоносцам.
По возвращении того времени года (то есть весной 1220 г.), когда короли обыкновенно отправляются на войну,
Иоанн, король Иерусалима, оставил лагерь верующих, приводя многочисленные предлоги к извинению своего
удаления и обещая скоро возвратиться назад; но он забыл прошлое и предался будущему, между тем как Господь
разверз свою длань и наполнил гавань Дамиетты всякого рода богатствами, винами, хлебом и маслом; сверх того в
Да-миетту прибыло большое число пилигримов и лошадей, как бы для того, чтобы еще более обвинить короля за
то, что он не продолжал предприятия, начатого столь счастливо.
Вместе с этим шестым транспортом пилигримов явились архиепископы Милана и Крита, епископы Генуи и
Реджио и послы короля Фридриха (II, Германского), которые доставили грамоты от него с золотыми печатями и
возвестили о его прибытии. Также прибыл епископ Бресчии и многие итальянские рыцари. Легат, видя во всем
этом особенную благодать Божественного милосердия, которое доставило все средства к обеспечению успехов
дальнейшего похода, был снедаем горестью и печально смотрел на то, как бесполезно терялось время и
упускались благоприятные обстоятельства. Вследствие того все знатные были призваны к совещанию, и сначала
легат, а за ним архиепископ Милана и прочие епископы употребили все свои усилия, чтобы склонить к походу
против султана, который стоял лагерем на берегах Нила на расстоянии одного дня пути от Дамиетты; но рыцари,
посовещавшись, отвергли все эти предложения, оправдывая свой отказ главным образом тем, что король
Иерусалима удалился самовольно и что между ними не было ни одного князя, который был бы в состоянии
руководить народом Божиим и которому люди различных наций хотели бы повиноваться. Таким образом, все
решились оставаться в покое, и через то возросли бедствия в нашем лагере. В июле прибыл граф Матвей из
Апулии, ведя за собой восемь галер, из которых две были вооружены для нападения на христиан: он успел
захватить их во время своего переезда.
Historia Orientalis. Libri. III. 622-1219.
Кн. III.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|