|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 470
силы и свою отвагу и вспомоществуемые Нуреддином (султаном Алеппо, внуком Саладина), который явился к
ним с войском из Алеппо и с многочисленной свитой, овладели тем пунктом, на котором мы совершили столь
чудесный переход. Таким образом, осаждая город, мы увидели самих себя осажденными и преданными
величайшим опасностям; если бы Божественная премудрость вперед не внушила нам мысли о необходимости
охранения при помощи немцев и фризов того лагеря, который мы устроили сначала между морем и рекой, то
гавань была бы отнята у нас, и все наше предприятие подверглось бы большой опасности. Но чтобы чудо нашей
переправы явилось во всем своем блеске и было приписано одному Богу, сарацины удвоили свое безумие. В
субботу на рассвете, перед воскресеньем, когда поют: «Oculi mei semper ad Dominum», и когда мы не ожидали
столь важной опасности, неприятель приблизился к нам толпой и бросился в наши окопы; но при помощи
Божьей он был отбит и испытал значительную потерю в конных и пеших людях.
После того автор делает отступление и рассказывает, как в начале 1219 г. мусульмане, владевшие Иерусалимом, срыли все его
укрепления и намеревались разбить Гроб Господень, но были удержаны от того своим уважением к Иисусу Христу, предписываемым
Кораном. По этому поводу автор распространяется о Магомете и его учении и говорит, что мусульман следует называть только
еретиками, но не сарацинами (под этим словом в то время разумели язычников). Затем он снова обращается к рассказу об осаде и борьбе с
армией Нуреддина в начале 1219 г.
В Вербное воскресенье того же года (1219) наши враги после того, как они угрожали нам своим предприятием,
в котором они должны были погибнуть сами или истребить нас, сделали ужасное приготовление; двинувшись с
многочисленной армией конных и пеших людей, они пошли на нас и напали со всех сторон на наши окопы, в
особенности же на мост тамплиеров и герцога Австрийского, который соединился с ними для защиты вместе со
своими немцами. Отборные мусульманские всадники спешились и дали кровавую битву христианам; с обеих
сторон было много убитых и раненых; наконец неприятели бросились на мост и сожгли одну его часть. Тогда
герцог Австрийский приказал своим оставить мост и предоставить свободный проход тем, которые желали бы
двинуться дальше; но неприятель не осмелился идти вперед, из страха перед нашими всадниками, которые
построились в боевой порядок с целью помогать защищавшим окопы. В течение всего этого времени
неустрашимые женщины приносили сражавшимся воду, камни, вино и хлеб; священники не переставали
молиться, перевязывали раны христианам и благословляли Господа. В этот день нам не было дано носить других
пальмовых ветвей, кроме арбалетов, луков и стрел, копий, мечей и щитов; так мы были сдавлены и страшно
измучены, от восхода солнца до двенадцатого часа (то есть до вечера), теми, которые пришли погубить нас в
надежде на освобождение своего города. Но, наконец, они были обращены в бегство и отступили, с немалыми
потерями.
Время весенней переправы наступило. Герцог Австрийский должен был вернуться домой после того, как он
верно сражался полтора года за Христа, с благочестием, уничижением, преданностью и великодушием: помимо
прочих своих расходов, он дал ордену тевтонских рыцарей для войн как общественных, так и частных, большое
число лошадей. Полагают, что он подарил двести марок и даже больше для покупки земли и пятьсот марок
золота на постройку нового замка тамплиерам. Сверх того, герцог Австрийский дал пятьсот марок серебра в
пользу того же самого замка, чтобы вывести его стены и башни.
В начале мая пилигримы стали возвращаться толпами, предоставляя нас на жертву величайшим опасностям.
Но наш милосердный и всеблагий Отец, наш руководитель и наша опора, щит всех тех, которые возлагают на
него свою надежду, и кому легко даровать победу как с большим, так и с малым числом людей, и Иисус Христос
не допустили неверных напасть на нас до прибытия новых пилигримов, которые стеклись толпами и оказали нам
помощь, в которой мы так нуждались. Съестные припасы и лошади, доставленные нам по воле Божьей в
изобилии, распространили радость в войске верующих.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|