|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 469
серь, о чем не знали ни мы, ни египтяне, которых они построили в боевой порядок для сопротивления нам.
Какой-то апостат, который уже давно оставил христианскую веру и сражался вместе с султаном, приблизившись
к берегу, закричал по-французски: «Что вы медлите? Почему остаетесь на месте? Султан ушел». При этих словах
он просил принять его на небольшое судно христиан, чтобы тем засвидетельствовать истину своих слов, и отдался
в наши руки. С рассветом, когда в христианских молельнях началась обедня, отправляемая в день того праздника
песнопением «Gaudeamus omnes in Domino», то известие пришло к легату, королю и всем другим. Вследствие
того, пока египтяне были заняты бегством, наши, соперничая друг с другом, перешли весело реку, не встретив
никакого препятствия со стороны неприятеля и не пролив ни одной капли крови. Но дно реки было весьма
илисто и глубина вод до того затруднила переправу на неприятельский берег, что лошади с трудом добрались до
него, несмотря на то, что всадники предоставили им свободу и сняли с них седла. Тамплиеры вскочили первыми
на лошадей, подняли свое знамя и, двинувшись с несколькими братьями госпиталя св. Иоанна и небольшим
числом светских рыцарей, пустились вскачь по направлению к городу и были остановлены только у лагеря
язычников; встретив там около 120 человек, они немедленно изрубили их. Мужественный король Иерусалима,
сопровождаемый магистром и братьями госпиталя вместе с графом Неверским, бросившись преследовать
неприятельскую армию и возвратившись без всяких результатов, встретил у городских ворот несколько человек
проклятого племени, намеревавшихся сопротивляться ему, и напал на них с яростью, хотя и имел
малочисленную свиту. Он обратил их в бегство и опрокинул, принудив столь могущественных людей показать
тыл и искать спасения в городе; он преследовал их без устали своим победоносным мечом до самых городских
ворот. Между тем братья госпиталя св. Иоанна и граф Неверский, не давая себе никакого отдыха и собрав
несколько из наших, пустились с обнаженным мечом преследовать многочисленный отряд неприятелей по
дороге, которая ведет в город Танис, одних умертвили, а других принудили броситься в воду. «Секира не
прославится без секущего его, ни пила без того, кто ею пилит» (Ис., X, 15).
Какое чудо может быть сравнено с этим или поставлено рядом, кроме того, о котором мы читаем в книге
Царств по поводу Бенадаба, царя Сирии, собравшего все свои войска и осадившего Самарию? Господь поразил
его таким страхом, что он оставил лагерь и обратился в бегство. И точно так же, как тогда, прокаженные,
стоявшие у ворот, известили самаритян о бегстве сирийцев, так и теперь один прокаженный, по крайней мере,
душой, а именно апостат, о котором я уже говорил, явился объявить нашим о бегстве египтян. И как тогда народ
самаритянский овладел добычей в лагере сирийцев, так и теперь наша армия захватила палатки и богатства
беглецов; и братья госпиталя, будучи победителями вместе с прочими христианами, взяли себе их щиты, шлемы,
железные крючья и все небольшие суда, которые они нашли на реке, ниже упомянутого здания. Большое число
неприятельских воинов, покинув своих жен и детей, испуганные неожиданной переправой нашей армии, ушло
из Дамиетты; самый же город был вскоре обложен нами со всех сторон и осажден с сухого пути. Наша армия
была в то время разделена на два отряда: один оставался на песке, чтобы охранять как берега реки, так и гавань;
другой же предназначался для осады города, который был весьма хорошо укреплен. Необходимость заставила
нас также построить мост на быстрых водах р. Нила, который невозможно переходить вброд; но чем более мы
нуждались в этом мосте, тем более он нам стоил расходов и трудов. Наконец, с Божьей помощью, мы устроили
такой мост на прочных кораблях, которые были установлены в одну линию через реку, и таким образом мы,
уничтожив гибельное для нашей армии разделение, заперли проход по реке своим врагам. Вследствие того город
был обложен со всех сторон, и наша армия могла беспрестанно сообщаться с обоими берегами реки,
соединенными при помощи того моста.
Небрежность и малодушие нескольких христиан, имя которых известно Господу, были причиной того, что
враги, восстановив
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|