|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 463
малось за безверие и скупость, и потому для избежания общественного презрения благоразумие было осуждено
на молчание.
Между тем события доказали, что все предпринимаемое человеком без помощи разума и обсуждения не
приводит к счастливому результату; и вскоре, говорит один современник, вся эта толпа исчезла, quasi evanuit
universa. Но при этом нужно строго отличать судьбу крестоносцев немецких и французских, хотя, быть может,
часть последних также направилась в Италию.
Достаточно было надеть на себя крест, чтобы быть допущенным к Крестовому походу; если в походах,
устроенных светской и духовной властью, вся бдительность церквей и прелатов не могла устранить
безнравственных людей, то какие люди должны были попасть в сборище, образовавшееся без всякого надзора и в
составе которого большинство членов, подобно блудному сыну, бежало из родительского дома, чтобы предаться
на просторе самым преступным наклонностям. А потому нас не должен удивлять рассказ Готфрида, монаха, о
том, что к немецким пилигримам примешивались воры и исчезали, ограбив их обоз и похитив приношения,
которыми наделяли их верующие. Один из таких воров, будучи узнан в Кёльне, окончил свои дни на виселице. К
этому первому несчастью присоединились тысячи других бедствий, бывших неизбежным результатом отсутствия
предусмотрительности в крестоносцах. Утомление от продолжительного пути, жар, крайность, погубили
большую часть. Из прибывших в Италию, одни рассеялись по деревням, были ограблены жителями и обращены
в рабство; другие, в числе 7 тысяч, явились под Генуей: сначала сенат дозволил им оставаться в городе шесть или
семь дней; но, подумав впоследствии о бесполезности предприятия, боясь, что такое множество людей
произведет голод, и в особенности опасаясь того, что император Фридрих II, восставший против Папы и
объявивший войну генуэзцам, воспользуется этим случаем, чтобы произвести какое-нибудь смятение, сенат
приказал крестоносцам удалиться из города. Впрочем, со времен Бизарро (писавшего историю Крестовых
походов в XVI в.) утвердилось мнение, что республика даровала права гражданства многим немецким юношам,
знаменитым по своему происхождению, впоследствии они приобрели такое значение, что вступили в сословие
патрициев; и от них, присоединяет тот же историк, ведут свое начало многие фамилии, существующие даже в
наше время, и между которыми в особенности славится дом Вивальди. Другие, осознав слишком поздно свое
заблуждение, отправились обратно в свою сторону; и эти крестоносцы, которые недавно шли многочисленными
толпами, с пением гимнов, назначенных для их воодушевления, возвращались поодиночке, лишенные всего, с
больными ногами, испытывая все муки голода и осмеиваемые населением городов и сел; при этом погибли
многие молодые девушки.
Французские крестоносцы имели почти такую же участь: ничтожная часть возвратилась, а остальные погибли
в волнах или сделались предметом спекуляции для двух марсельских купцов. Гуго Феррей и Вильгельм Порк
таковы были их имена вели с сарацинами обширную торговлю, значительную ветвь которой составляла продажа
мальчиков. Им представился самый благоприятный случай; они предложили пилигримам, прибывшим в
Марсель, перевезти их на Восток без всякого вознаграждения, и предлогом к такому великодушию выставили
свое благочестие. Это предложение было принято с радостью, и семь кораблей с пилигримами отплыли к
берегам Сирии. После двух дней плавания, когда этот флот находился в виду острова Св. Петра, близ Скалы
Уединения, поднялась жестокая буря, и море поглотило два корабля со всеми их пассажирами. Остальные пять
достигли Александрии, и молодые крестоносцы были все проданы сарацинам или торговцам рабов. Калиф
купил для себя сорок юношей, которые еще прежде вступили в различные ордена, и воспитал их тщательно в
одном уединенном месте: двенадцать из них погибли мучениками, не желая отказаться от своей религии. По
словам одного из клериков, воспитанного калифом и получившего впоследствии свободу, никто из юношей не
при
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|