|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 429
лить за преступные сношения с королем Венгрии. Ее сын, молодой человек, исполненный чести и правоты,
выразил свое отвращение к такому преступному процессу и трое из судей поставили совесть выше своей
безопасности; но прочие, подчиняясь воле Андроника, без всяких доказательств и не выслушав оправдания
обвиненной, осудили вдову Мануила, и сын ее подписал смертный приговор. Мария была задушена, тело ее
бросили в море и память ее была оскорблена самым чувствительным образом для женского тщеславия, ибо из ее
прекрасного лица сделали самую безобразную карикатуру. После того не замедлили умертвить ее сына: его
задавили тетивой лука; и Андроник, недоступный чувству сожаления и угрызениям совести, взглянув на труп
этого невинного юноши, грубо толкнул его ногой: «Твой отец, воскликнул он, был негодяй, твоя мать распутница
и ты сам глупец».
Скипетр Византии был наградой преступлениям Андроника; он правил около трех с половиной лет в качестве
опекуна и верховного главы империи. Его управление представляло странную смесь добродетели и порока. Когда
он следовал своим страстям, он был бичом своего народа и, возвращаясь к рассудку, он делался его отцом. Он
выказал себя справедливым и строгим в делах честного правосудия; уничтожил постыдную и плачевную
продажность; умея различать людей, он делал хороший выбор и был довольно тверд, чтобы наказывать
виновных, а потому вскоре на всех местах явились достойные люди. До него обыкновенно грабили тех несчастных,
которые претерпевали кораблекрушение, и он уничтожил этот бесчеловечный обычай; провинции, столь долгое
время угнетаемые и пренебреженные, ожили среди изобилия, и между тем как очевидцы его ежедневных
жестокостей проклинали его, миллионы людей, живших вдали от Византии, прославляли счастливое
благоденствие его правления. Марий и Тиберий подтвердили собой ту древнюю поговорку, что человек,
переходя из изгнания к власти, делается кровожадным. Жизнь Андроника подтвердила справедливость того в
третий раз. Он припоминал в своем изгнании всех своих врагов и соперников, которые говорили о нем худо,
которые порицали его в несчастье или которые противились его счастью, и надежда на месть была тогда
единственным его утешением. Избавившись от императора и его матери, он считал себя обязанным истребить
всех, которые ненавидели его или могли его наказать; и ряд душегубств уничтожил в нем всякое сострадание.
Чтобы изобразить его кровожадность, нет надобности рассказывает о всех жертвах, погибших от яда или меча, в
море или в огне; достаточно указать на то, что неделя, в которую он не пролил крови, называлась временем
счастливых дней в летописях его жизни. Он старался слагать на законы или на судей часть своих преступлений; но
личина спала, и его подданные не могли не узнать наконец виновника своих бедствий. Благороднейшие из греков
и в особенности те, которые по своему происхождению или по родству могли предъявить притязание на
наследие Комнинов, спасались из логовища этого чудовища: одни бежали в Никою или в Прузию, в Сицилию
или на остров Кипр; так как их бегство считалось уже преступлением, то они присоединяли к нему восстания и
принимали на себя титул императора. Андроник спасался всякий раз от кинжала и меча своих жесточайших
врагов; он покорил и наказал города Никою и Пру-зию; сицилийцы ограничились разорением Фессалоники; и
если мятежники, удалившиеся на остров Кипр, были вне преследований императора, то с другой стороны, такая
отдаленность острова была выгодна и для самого Андроника. Его свергнул с престола ничтожный соперник и
безоружный народ. Андроник произнес смертный приговор против Исаака Ангела, который происходил по
женской линии от Алексея Великого. Исаак решил защищать свою свободу и свою жизнь: умертвив палача,
исполнявшего предписания тирана, он убежал в церковь св. Софии. Чернь, любопытная и опечаленная,
наполнила мало-помалу храм. Но толпа очень скоро переходит от плача к брани и от брани к угрозам. Начали
раздаваться голоса: «Чего мы боимся? Чего мы подчиняемся тирану? Нас целые миллионы, а он один: наше
рабство осно
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|