|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 409
болезни султана рынки и общественные места опустели, и каждый старался спрятать свое богатство и имущество.
На Востоке нет ничего прочного; все зависит от личного характера властителя, и если властитель умирает, то с
ним умирает и все остальное.
Жизнь и личность Саладина послужили предметом для многих писателей. Но между всеми арабскими
историками подробнее всех о том говорит Боаэддин, хотя он не беспристрастен и везде видит только одну
сторону. Мы приведем здесь только те черты из современных свидетельств, которые дополняют известный образ
Салади-на, каким он является в своей политической жизни.
Саладин родился в Текрите на Тигре и умер 57 лунных лет (55 солнечных), после правления 24 лет в Египте и
19 в Сирии. Арабские писатели изображают его весьма щедрым, причем он лишал себя даже необходимого.
Боаэддин утверждает, что его казначей был вынужден в конце втайне от султана откладывать деньги на
непредвиденный случай. Когда он умер, в его сокровищнице нашли одну золотую и 47 серебряных монет (что
едва составляет 50 франков нынешней монеты). «Вот, заключает Боаэддин, это все, что ему осталось от доходов,
получаемых в Египте, Аравии, Сирии и части Месопотамии. У такого властителя это обстоятельство могло
служить только доказательством его чрезмерной щедрости, потому что кроме того у него не осталось никакого
имущества и никакой собственности».
Особенно когда Саладин овладевал новой провинций, он обнаруживал крайнюю расточительность, чтобы
расположить в свою пользу большинство. Когда он вступил в Дамаск после смерти Нуреддина, он не взял ничего
из его сокровищ для себя и разделил все между эмирами. Абульфараж1 в своей «Сирийской хронике» приводит
одну черту, которая весьма хорошо говорит о различии характера Саладина и Ну-реддина. Саладин, говорит он,
поручил эмиру Ибн Мокаддаму, одному из тех, которые помогли ему овладеть Дамаском, разделить между
прочими эмирами и важнейшими из жителей города сокровища, накопленные Нуреддином: эмир опустил руку
и начал с себя, но не смел захватить много. Саладин, удивленный тем, спросил его о причине, и тот отвечал ему,
смеясь, что когда-то Ну-реддин при разделе изюма, видя, как он много захватывает в руку, заметил, что таким
образом не хватит на всех. Тогда Саладин возразил, что скупость придумана для купцов, а не для властителей, и
что эмир может брать своей рукой, а если не хватит одной руки, то пусть берет двумя.
Саладин, по словам Абульфеды, имел кроткие нравы; он терпеливо выносил противоречие и оказывал
снисходительность к тем, которые ему служили. Если что-нибудь его оскорбляло, он не показывал вида.
Случилось в то время, когда он сидел, один из мамелюков бросил грубо своей обувью в голову товарища, и
башмак упал возле султана, но он отвернулся, как бы не замечая того. В разговоре Саладин был осторожен; его
пример внушал то же самое другим, и никто не осмеливался в его присутствии марать честь другого. Боаэддин
приводит следующий пример долготерпеливости Са-ладина. Когда во время своей последней болезни султан
спросил теплой воды, ему принесли кипятка; он повторил свою просьбу, и ему подали совсем холодную воду.
Саладин, не изменяя своего состоя
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|