|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 368
тил даже за дорогу, чтобы, как он говорил, они остались им довольны. По его же приказанию правитель
Александрии и его чиновники оказывали им всевозможное внимание до самого отъезда.
Относительно христиан, оставшихся в Иерусалиме, особенно греческого исповедания, которых вовсе не
беспокоили, мы читаем у Эмадеддина, что они сохранили свое имущество под условием взноса ежегодной дани
сверх общего выкупа. Только четыре латинских священника получили право оставаться для служения в храме
Гроба Господня, не платя притом никакой дани.
«Некоторые из ревностных мусульман, — говорит Эмадеддин, советовали Саладину разрушить храм, полагая,
что если Гробница Мессии будет истреблена и плуг пройдет по тому месту, где стоял храм, то христиане лишатся
предлога к пилигримству; но другие предпочитали сохранить этот религиозный памятник, ибо не храм, но
Лобное место и гробница привлекали христиан, и потому, если бы землю поднять на небо, то и тогда они не
перестали бы стекаться в Иерусалим. Они ссылались также и на то, что калиф Омар в первые века исламизма,
овладев святым городом, позволил христианам оставаться и оказал уважение храму Гроба Господня».
После того Саладин занялся возобновлением мечетей и между прочим открыл в Алаксе (мечеть Омара)
мираб1, которую тамплиеры застроили стеной и обратили в хлебный магазин, а по словам других в отхожее место.
Саладин отстроил мираб просторно и удобно, чтобы мусульмане могли там предаваться молитве. Там же была
поставлена кафедра.
Та часть мечети, которая обращена к Мекке.
«Мираб, говорит Эмадеддин, был очищен: пол покрыли прекрасными коврами; к потолку привесили
лампады и читали там слова, низшедшие с неба (Алкоран). Так возвратилась истина, и ложь была обращена в
бегство; Алкоран восторжествовал, Евангелие изгнано. Совершались все наши обряды; молились за калифа и
султана; на всех сходило благословение, и печаль удалилась. Скрытое сделалось явным; древние учреждения
восстановлены; стихи Алкорана читаются вслух; знаки нашей религии водружены на своем месте. Звучит голос,
призывающий на молитву; колокола замолкли. Изгнанная вера возвращается в свое убежище: дервиши, люди
набожные, великие и малые, все спешат поклониться Аллаху; с высоты кафедры раздается голос, напоминающий
правоверным о дне воскресения и последнего суда».
Последними словами Эмадеддин намекает на церемонию, которая происходила в мечети в первую пятницу
по взятии города. Известно, что пятница у мусульман есть, по предписанию, день молитвы; известно также и то,
что в этот день после службы проповедник восходит на кафедру, чтобы обратиться к молельщикам с
назиданиями. Но вот как говорит о том наш автор, очевидец рассказа:
«Султан, по словам Эмадеддина, не назначил еще никого для проповеди; многие говорили себе: "Если бы
Аллах удостоил меня почетного звания имама! Если бы мне досталось такое счастье на этот день, а после все
равно, кто будет имамом за мной". В пятницу рано утром все спрашивали: "Кого назначит султан
проповедником?" Мечеть была полна; собравшиеся ожидали с нетерпением; глаза всех были устремлены на
кафедру, слух напрягался, сердце билось сильнее; слезы лились. Недоставало мест для множества
присутствующих; все говорили: "Счастлив тот, кто дожил до дня восстановления исламизма! Какое дивное
торжество! Какое блестящее собрание! Как достославно быть имамом в подобный день! Как знаменито царство
Эйюбитов! Найдется ли в странах мусульманских собрание, подобное нынешнему, которое было бы столь
почтено Аллахом?"
Наконец, султан повелел кади, Могиэд-дину Абулмаали Магомету, сыну Цеки, отправить должность катиба,
или проповедника. Это возвещение покрыло внезапным потом чело тех, которые ожидали для себя этой же
почести. Что касается до меня, то я подал кади черную одежду, полученную мной в дар от калифа. Кади взошел
на кафедру; речь, произнесенная им, вызвала наше изумление; обороты его речи были
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|