|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 367
он оказывал при этом великую щедрость. Около него стояли чтецы и произносили правила закона; поэты пели
свои стихи и гимны. Повсюду читали манифест, объявлявший о таком счастливом событии; трубы звучали; глаза
всех были наполнены слезами радости; сердце каждого в уничижении приписывало успехи Аллаху; все уста
славословили Бога».
Люди ученые и набожные толпами стекались из соседних стран, чтобы быть свидетелями взятия Иерусалима.
Все эти правоверные выражали свою радость каждый по-своему. Историк Эмадеддин, находившийся в Дамаске
по болезни, рассказывает, что он при первом известии об осаде Иерусалима вдруг почувствовал себя здоровым и
поспешил туда, чтобы разделить всеобщую радость. Он прибыл на следующий день после сдачи. Так как он
славился красноречием, то его друзья толпились около него с просьбой написать им письма, которые они желали
отправить родственникам и приятелям. В один первый день он написал 70 таких писем. Обстоятельство, особенно
возбуждавшее энтузиазм мусульман, по показаниям самих арабских писателей, состояло в том, что день взятия
Иерусалима был именно тот самый день, когда, по всеобщему верованию, Магомет чудесно поднялся на небо,
сопровождаемый ангелом Гавриилом...
В числе удалившихся из города был также и патриарх; он уносил с собой все золотые и серебряные
украшения с Гроба Господня. Видя то, Эмадеддин говорит султану:
«Тут будет вещей больше чем на 200 тысяч золотых монет: мы обеспечили христианам их собственность, но не
украшения церквей».«Пусть их, отвечал султан, иначе они обвинят нас в вероломстве; они действуют не по
смыслу договора, но за то мы вынудим их восхвалять кротость нашей религии».
Вследствие того с патриарха, как и со всех других, взяли 10 золотых монет. Христиане, имевшие чем заплатить,
выходили друг за другом из города. Ибн-Алатир жалуется при этом на жадность эмиров и лиц им
подведомственных, которые, вместо того, чтобы представить эти деньги султану, укрыли часть их в свою пользу.
«Если бы они оставались верными долгу, говорит историк, то казна была бы полна. В городе считали
христиан, способных носить оружие, до 60 тысяч, кроме женщин и детей. Действительно, город был велик и
население его увеличилось еще жителями Аскалона, Рампы и других соседних мест. Толпы наводняли улицы и
церкви, едва можно было отыскать себе место. Доказательством такой многочисленности служит то, что весьма
многие заплатили дань и получили свободу. Вместе с ними удалились 18 тысяч бедных, за которых Балиан внес 30
тысяч золотых; и несмотря на то, оставалось 16 тысяч христиан, которые по неимению чем выкупиться были
обращены в рабство. Этот факт я заимствую из официальных списков, которые не оставляют никакого сомнения.
Присоедините к тому большое число жителей, ушедших обманом, не заплатив дани: одни тайно спустились по
веревке со стен; другие купили себе мусульманские одежды и вышли без всякой дани. Наконец, некоторые из
эмиров объявили многих христиан своей собственностью (то есть жителями принадлежавших им поместий) и
взяли их выкуп в свою пользу. Одним словом, в казну попала самая ничтожная часть дани»...
Христиане, удаляясь, имели право идти, куда угодно: одни отправились в Антиохию и Триполь, другие в Тир;
некоторые же пошли в Египет, чтобы в Александрии сесть на суда и отплыть на запад. По свидетельству историка
«Александрийских патриархов»1, Саладин обнаружил при этом случае большое великодушие. Он дал
удалившимся конвой с целью охранять их на пути; те же, которые в числе 500 отправились через Александрию,
были освобождены от всех расходов. Так как в Александрии не нашлось в то время корабля, готового к отплытию,
то они ждали целых шесть месяцев. Саладин приказал доставлять им все нужное и запла
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|