|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 350
анафему, так что те, которые должны были бы радоваться с радующимися и плакать с плачущими, одни могли
торжествовать, между тем как другие бедствовали. Вследствие того могущественные узы церковной дисциплины
ослабли; миряне и зачумленные люди смеялись над приговорами своих прелатов и презирали грозное
правосудие духовного меча. Действительно, аббаты, приоры, монахи и их продажные и жалкие капелланы,
отбросив всякий страх Господень, смело заносили свою косу на чужую жатву, соединяли тайным браком лица, не
имевшие на то права или находившиеся в бегстве, посещали больных из корыстных побуждений, а не из
благочестия, и приобщали святых таинств, несмотря на запрещение своих собственных священников; решили и
вязали души, забота о которых нисколько не принадлежала им, в противность Богу и определениям святых
канонов, ибо сам апостол сказал: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» Относительно умерших они допускали
всех безразлично к погребению, несмотря на запрещение своих прелатов, и злоупотребляли правом приходской
церкви, ибо «обязанность монахов плакать и молиться, а не совершать таинства над светскими людьми». И не
только монахи, но также и монахини оказывались одинаково непослушными в отношении своих старших.
Свергнув с себя иго повиновения, они выходили из монастыря, бродили по всем площадям и в своем нечестии
посещали публичные бани вместе со светскими людьми. Все сказанное нами приведено не с тем, чтобы упрекать
потомство, живущее ныне, за преступления их предшественников, но единственно для того, чтобы они, омыв свои
ноги в крови нечестия, научились подражать добрым, проклинать и осуждать злых. Да уничижатся они вместе со
Христом, воспримут на себя бедность, чистоту и благость, дабы, отказавшись от мира не по одному внешнему
одеянию, могли «спасти души свои терпением».
Относительно мирян и светских людей замечу, что чем они были более знатны и могущественны, тем жестче
совращались со своих путей. Племя, исполненное превратности и коварства, дети злобы и развращения, люди
распутные и преступившие божественный закон, происходящие от тех пилигримов, о которых я говорил выше,
мужей благочестивых, угодных Богу и преисполненных благодати, как осадок происходит от вина, как грязь
садится от масла, как плевелы отделяются от зерна и примесь от серебра; они наследовали владения, а не
добродетели своих отцов, и злоупотребили земным достоянием, которое их отцы снискали ценой своей
собственной крови, сражаясь мужественно во славу Божью с нечестивыми. Их дети, называемые ныне пул-ланами1,
вскормленные в наслаждениях, мягкие и женоподобные, привыкшие к баням более, чем к битвам, преданные
всякой нечистоте и роскоши, носили, подобно женщинам, волнующееся одеяние и были украшены, как храмы;
кто знает, как мало смотрят на них сарацины, тому известно, до какой степени они трусливы, боязливы,
малодушны и робки при встрече с врагами Христа. А потому, между тем как прежде сарацины трепетали,
несмотря на свою многочисленность в присутствии их отцов, пришедших в небольшом числе, как будто над ними
разражался громовой удар, впоследствии, если бы с пулланами не были франки и западные народы, то
сарацины, видя их трусость, боялись бы их не более, чем женщин. Заключая договоры с сарацинами, пуллане
радуются миру с врагами Христа; они вступают в раздоры друг с другом по самому ничтожному поводу,
беспрерывно производят междоусобия, очень часто просят помощи против христиан даже у врагов нашей веры
и, не краснея, употребляют во вред христианству те силы и богатства, которые им следовало бы обратить против
язычников во славу Божию. Покрываясь и украшаясь листьями, как бесплодная ива, не приносящая плода, они
так хорошо уме
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|