|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 348
пение о порядке, обязанностях крестоносцев и пользе их пилигримства.
В третьей книге, возвратившись от истории Запада к Востоку, я начал с изложения событий, которые видел
собственными глазами и которые Господь сподобил совершить, в своем народе и в войске христиан после
Латеранского собора и до взятия Да-миетты. Да позволит мне Господь окончить эту книгу завоеванием Святой
земли, обращением или истреблением сарацин и восстановлением Восточной церкви. Внимательный читатель
увидит ясно сам, в какой степени мой настоящий труд может послужить хорошим примером для тех, которые
сражаются под знаменем Христа, как он будет полезен для утверждения веры, преобразования нравов,
опровержения неверных, замешательства нечестивых, наконец, для того, чтобы воздать хвалу людям добрым и
побудить других следовать по их стопам.
Первая книга
В начале этой книги, после краткого очерка древнейших судеб Палестины, от Авраама до Магомета, автор останавливается
несколько на последнем и затем прямо переходит к истории Крестовых походов. Но он говорит весьма коротко о самих событиях и
обращает особенное внимание на цветущее положение Иерусалимского королевства в первые годы его существования, затем,
приблизившись к концу XII в., рисует мрачными красками то глубокое падение нравов самих завоевателей Палестины, которое было
главной причиной поражения христиан и утраты ими Иерусалима в 1187 г.
Между тем, как виноградник Господа (Иерусалимское королевство) распространял от себя (в начале своего
существования) сладкое благоухание до концов земли, древний змей, ядоносный дракон, враг человеческого рода,
не мог долго переносить этих сладких благоуханий: видя преобразования, совершенные в восточных странах
десницей Всевышнего, видя, как святая церковь делает во всем успехи, как распространяется богопочитание, как
неверные смешны и христиане превознесены, как возобновляются чудеса, как повторяются дивные подвиги, как
небесный огонь, в день святой субботы на Пасхе, нисходит в церковь Воскресения Господня, как народ
благочестиво стекается для празднования славы Бога и восхваления его благодеяний, как неверные покрыты
стыдом и верующие радуются о Господе; смотря на все это с завистью, укрывшись в новый мрак от столь сильного
света и пораженный сердцем в своей злобе насмерть, дьявол начал отыскивать тысячи средств, придумывать
всякие ухищрения, чтобы тайно разлить свой яд, разрушить виноградник Господень, «и посеять плевелы на поле
Господнем, пока пастухи спали» (Матф., XIII, 25).
Первоначально дьявол не мог найти себе помещения в местах сухих и безводных, то есть посреди тех первых
пилигримов, еще бедных, истощенных и утомленных продолжительными трудами; но наконец он увидел дом в
полном спокойствии и свободным от всякой опасности, а людей, предавшимися праздности, живущими
безопасно в своем новом обиталище, посреди увеличения сборов хлеба и масла, и наслаждающимися в крайнем
изобилии всех земных благ; тогда дьявол, взяв с собой семь духов, более развращенных, чем он сам, вступил в тот
дом с семью смертными грехами; и последовавшие события были горше предшествовавших, ибо язвы людей
возобновились, их безумие породило порчу и гноение в ранах. Разжирев и растолстев, они сделались
мятежными, и неправда этих безумцев вышла из среды их богатств и наслаждений. Господь их насытил, и они
сделались прелюбодеями и предались разврату в домах погибших женщин; они разлились как вода; они
пустились в погоню за своими пожеланиями; они не перелились из одного сосуда в другой; они разлеглись в
своей грязи, как вьючное животное ложится на свой помет; они заржали, как лошади, и каждый из них
преследовал с яростным жаром жену своего ближнего. Огонь ниспал на них, и они более не видели солнца, ибо
они обратили глаза к земле и сделались гордыми, заносчивыми, надутыми, наглыми, мятежными; раздирали
друг друга и сеяли раздор между своими братьями; были злобны, преданы суеверию и святотатству,
раздражительны
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|