|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 337
слова Исаи: «Голова больна, сердце утомлено, от головы до пят в нем нет ничего здорового» (Ис., 5, 6). Мы
достигли такой эпохи, что не можем вынести ни своей порочности, ни спасительных средств против нее, а потому
за наши грехи неприятель получил над нами перевес, и мы, торжествовавшие прежде над ним и увенчанные
пальмой побед, претерпеваем поражение почти при всяком деле, ибо мы оставлены Божественной благодатью.
Вследствие всего этого мы считали лучшим молчать и предпочли оставить во мраке наши слабости, нежели
выставлять их на свет для позора. Но те, которые желали, чтобы мы продолжили однажды начатый труд, и
настоятельно убеждали описать состояние Иерусалимского королевства как в его счастливую эпоху, так и в эпоху
бедствий, поставляли нам на вид для нашего поощрения пример крас-норечивейших историков, а именно Тита
Ливия, который сообщает не только об удачах, но и о неудачах римлян, и Иосифа, который в длинном ряде книг
описывает и знаменитые деяния евреев, и нанесенный им позор. Кроме этих писателей они ссылались и на
примеры других, побуждая меня к продолжению труда; впрочем, убедить нас им было тем легче, что и мы сами
хорошо знаем двойственность задачи историка: с одной стороны, он должен воодушевить потомство своим
рассказом о счастливых деяниях, с другой примером несчастной судьбы сделать их более осторожными в
подобных же обстоятельствах. Долг историка писать не то, что ему нравится, но то, что представляет время. В
делах же человеческих и особенно во время войны мы видим постоянную превратность, и как не бывает
постоянства в счастье, так и несчастье имеет свои светлые промежутки. Таким образом, мы дали себя уговорить
снова предаться начатому нами труду и намерены теперь с Божьей помощью писать тщательно дальше, как мы
уже начали, все, что представит нам грядущее время и да будет оно благополучно, если Богу будет угодно
продлить наш век.
I. Между тем (то есть как Саладин принужден был оставить осаду города Петры), вражда между государем,
королем и графом
Иоппе (Гвидо Лузиньян) по неизвестным причинам возрастала с каждым днем, так что все видели ясно, что
король ищет повода, на основании которого можно было бы расторгнуть брак графа с его сестрой (Сибиллой). Он
часто ходил к патриарху и требовал от него назначить день, в который он мог бы подать жалобу на этот брак и
объявить развод в его присутствии. Но граф, извещенный о всем том, возвратился из похода, оставил войско и,
прибыв кратчайшей дорогой в Аскалон, дал знать оттуда своей жене, находившейся в Иерусалиме, чтобы она
поспешила оставить город до прибытия короля и отправилась в Аскалон; иначе он опасался, что король, имея ее
в своей власти, не согласится, чтобы она поехала к нему. Тогда король отправил вестника, приглашая графа к себе
и возвещая ему о цели приглашения. Но граф, не желая являться, сослался на болезнь, которая ему
препятствовала отправиться в дорогу. Так как он не являлся и на последующие приглашения, то король решил
поехать сам и лично пригласить графа на суд. Прибыв туда в сопровождении некоторых из своих князей и найдя
городские ворота запертыми, он постучал рукой троекратно; но никто не повиновался его приказанию, и потому
исполненный справедливого негодования он возвратился назад на глазах всего городского населения, которое,
узнав о прибытии короля, собралось на стенах и башнях, чтобы посмотреть, чем кончится дело. Когда король
направился оттуда прямо к городу Иоппе, он встретил, еще до прибытия на место, знатных граждан того места
обоих сословий, которые отворили ему ворота и впустили без малейшего затруднения. Поставив там наместника,
которому он поручил заботы о городе, он отправился в Ак-кон. Там назначен был всеобщий сейм (curia generalis),
и, когда князья королевства собрались там в назначенный день, патриарх, который имел на своей стороне
магистров ордена тамплиеров и госпиталитов, пал перед королем, ходатайствуя за графа и прося короля
отложить свой гнев и примириться с ним. Но так как они не были услышаны, то оставили с досадой не только
сейм, но и город. На этом же сейме князей было
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|