|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 336
как и наших, не имели сил бороться с нами. Теперь же все соседние нам страны, по Божьему попущению,
соединились в руках одного (Саладина). В последнее время, еще на нашей памяти, наш жестокий враг Сангвин
(Зенги), ненавидевший христианское имя, как чуму, отец недавно умершего Ну-реддина, подчинил себе силой
многие государства, покорил своей власти знаменитую и благородную столицу мидян, а именно Рагес, иначе
называемый Эдессой, и убил всех жителей, находившихся в нем. Далее, сын его Нуреддин изгнал владетеля
Дамаска и более изменой, нежели силой, покорил это государство, присоединил его к отцовскому наследству.
Наконец, этот же Нуред-дин при помощи Сиракона овладел древним и богатым Египтом, как мы подробно
изложили то в истории правления государя Амальрика. Таким образом, говорим мы, все соседние страны
соединились под властью одного и идут против нас по его мановению, как один человек, хотя, быть может, и
неохотно; но там нет никого, кто бы думал различно и безнаказанно смел ослушаться своего господина. Всем этим
теперь владеет Саладин, о котором мы говорили выше, человек низкого рода, из последней черни, но счастье
подняло его на высшую ступень могущества. Из Египта и окрестных стран он получает бесчисленное множество
лучшего и чистейшего золота, называемого obryzum, а из других провинций он набирает несметные полки конных
и пеших людей, жаждущих его золота и которых легко привлечь, если имеешь много денег. Но возвратимся к
нашей истории....
В остальных главах двадцать первой книги и в следующей, двадцать второй, автор излагает историю правления Балдуина IV от
вступления его на престол до 1184 г.; все это время регент граф Триполя ведет постоянную войну с Сала-дином за Дамаск; но Балдуин,
придя в возраст, удалил регента, хотя его болезнь принудила вручить государственные дела Гвидо Лузиньяну, за которого он выдал свою
сестру Сибиллу, овдовевшую после смерти первого мужа, Вильгельма маркграфа Монферратского. Неспособность Гвидо и его
честолюбивые замыслы заставили скоро Балдуина лишить своего зятя власти и объявить в 1183 г. королем своего племянника,
Балдуина (V), сына Сибиллы от первого брака, которому было всего пять лет от роду. Всеми этими беспорядками пользовался Саладин,
вторгаясь беспрерывно в королевство, и в 1183 г. осадил город Петру. Балдуин IV был вынужден снова обратиться к графу Триполя и
поручил ему начальство над войском. Описанием осады Петры и удаления Саладина, вследствие прибытия туда графа Триполя, автор
завершает свою предпоследнюю, двадцать вторую книгу.
Начинается книга двадцать третья
Пролог
Я имел намерение, дойдя до этого места (то есть до 1184 г.), отложить перо в сторону и покрыть молчанием ту
историю, которую предпринял передать потомству, вследствие тех огорчений, которые мне причинили бедствия,
начавшие поражать королевство чаще обыкновенного, даже беспрерывно. Нет человека, который мог бы без боли
говорить о падении своей родины и крайнем положении соотечественников; напротив, людям свойственно, и это
весьма натурально, стараться превознести свое отечество и гордиться славой своих. Но мне нечего восхвалять; я
обязан писать о затруднениях и разнообразных бедствиях нашего сетующего отечества, которое может вызвать в
нас одни жалобы и слезы. До сих пор (то есть до 1184 г.) мы описывали, как умели, знаменитые деяния отважных
героев, которые в течение более 80 лет управляли страной на нашем Востоке и преимущественно в Иерусалиме,
но теперь нам недостает мужества писать дальше, ибо мы должны приходить в ужас от своего настоящего, и
можем только изумляться тому, что видим и слышим и что недостойно быть предметом песнопений какого-
нибудь Код-ра или Мевия. Между деяниями наших князей нельзя найти ничего, что мудрый счел бы достойным
изображения, что читателю причинило бы радость и писателю сделало честь; мы можем применить к себе слова
пророка: «Пастыри заблуждаются в законе, мудрые в совете, и пророки поучают неправде» (Иерем., 18, 18); на нас
повторилось и то, что «каков народ, таковы и пастыри» (Ос., 4, 9); к нам же могут быть отнесены и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|