|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 335
лимским, блаженной памяти, при содействии архиепископов, епископов и других прелатов церкви 15 июля (1173
г.), в четвертый день после смерти отца. В то время во главе св. Римской церкви стоял владыка Папа Александр III,
патриархом Антиохийским был владыка Эммерик, Иерусалимским владыка Амальрик, Тирским владыка
Фридрих; Греческой империей управлял знаменитый и блаженной памяти государь император Мануил;
Римской -государь Фридрих (I, Барбаросса), Францией государь Людовик (VII), Англией государь Генрих (II), сын
графа Анжуйского Готфрида, Сицилией государь Вильгельм II, сын государя Вильгельма Старшего; князем же
Антиохии был государь Боэмунд, сын князя Раймунда, а графом Триполя -государь Раймунд Младший, сын
графа Рай-мунда Старшего.
В следующих главах, от III до VI, автор представляет картину внутренних междоусобий в Иерусалиме по поводу споров за регентство
при малолетстве короля; наряду с этим шло развитие могущества Саладина, который после смерти Нуреддина отнял у его детей Дамаск
и таким образом со всех сторон окружил владения христиан. Вследствие всего автор остановился перед вопросом: что могло привести
Иерусалим в такое печальное положение?
VII. Мне хочется при этом (автор только что окончил рассказ о том, как Саладин овладел Дамаском) сделать
небольшое отступление от нити повествования не для бесцельной болтовни, но для того, чтобы поместить здесь
несколько слов, которые не будут бесполезны. Часто спрашивают, и это обстоятельство поистине заслуживает
вопроса: в чем заключается причина того явления, что наши отцы в небольшом числе могли не раз вступать в борьбу с
превосходными неприятельскими силами и при помощи Божьей небольшая горстка наших разбивала огромные и несметные
войска, так что христианское имя было грозой неведующим Бога язычникам, и Господь прославлялся в деяниях наших
отцов; ныне же наши современники, напротив, побеждаются малочисленным неприятелем, и часто даже случалось, что
они с сильнейшим войском ничего не могли сделать с неприятелем, уступавшим численностью, и даже были им побиваемы?
Если мы подумаем об этом и тщательно рассмотрим наше положение, то прежде всего мы должны указать на ту
причину, которая имеет отношение к Богу. Нашим отцам, этим богобоязненным и благочестивым людям,
наследовали развращенные и порочные дети, которые преступают заповеди христианской религии и позволяют
себе все, что им приходит на мысль; они худы и даже хуже тех, которые говорили своему Господу Богу: «Удались
от нас: мы не хотим знать путей твоих» (Иов., 21, 14), и которых Господь справедливо лишил своей милости, ибо
грехи их вызвали его гнев. Люди настоящего времени, и особенно на Востоке, таковы, что если бы кто захотел
описать их нравы или, лучше сказать, их отвратительные пороки, тот пал бы под тяжестью работы и написал бы,
по-видимому, вместо истории сатиру. Вторая же причина следующая: в старину, когда отправились на Восток те
достопочтенные мужи, исполненные ревности о Боге и искренней веры, они были привычны к ратному делу,
искусны в войне и опытны в употреблении оружия: восточные же жители, напротив, были усыплены
продолжительным миром, к войне непривычны и рады спокойному состоянию. Потому нисколько
неудивительно, что небольшое число наших справлялось с многочисленным неприятелем, одерживало верх и
побеждало. Те, которые лучше нас знакомы с военным делом, знают также лучше нас, что продолжительная и
непрерывная опытность на войне предпочитается грубой и непривычной силе. Третья причина, которая
приходит нам на мысль, так же важна, как и предыдущая. Прежде каждый город (мусульманский) имел
особенного владетеля, и все они, говоря языком нашего Аристотеля, не стояли один под другим и редко
преследовали одинаковые цели, а гораздо чаще противоположные. Борьба с такими неприятелями, которые
стремились к различному и даже противоположному и боялись друг друга, не была особенно трудна, ибо они не
могли и не хотели соединиться для общей защиты и, опасаясь своих, не менее
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|