|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 316
Ибн-Алатир
НУРЕДДИН. 1118-1174 гг. (около 1230 г.)
Автор, рассказав всю историю правления Нуреддина до 1174 г., когда султан Мосула, видя явную измену своего наместника в Египте
Саладина, отказавшегося помогать ему против христиан, предпринял поход против него в Египет, но умер на пути в Дамаск, имея от роду
58 лунных лет, приводит рассказ медика о его смерти и затем останавливается долго на описании характера и нравов Нуреддина.
Я заимствую свой рассказ о смерти Нуреддина, в 569 году эгиры (1174 г.), у того медика, который состоял при
нем во время его последней болезни. «Нуреддин, говорил он мне, захворал в Дамаске; меня позвали лечить его
вместе с другим медиком. Мы его нашли лежащим в небольшой комнате; он с трудом дышал и едва можно было
его понимать. Он любил удаляться в это место для молитвы и там внезапно почувствовал себя худо; прежде
нежели могли подумать о том, чтобы перенести его куда-нибудь, он находился уже в величайшей опасности.
Видя его в таком положении, я сказал ему: "Тебя следовало бы перенести в более свободное место; при такой
болезни, как твоя, прежде всего нужен чистый воздух". Мы попытались помочь ему, но было слишком поздно:
через минуту его уже не стало. Да будет милостив к нему Аллах!»
Нуреддин был смугл, высокого роста, борода у него росла только на подбородке. Он имел широкий лоб,
приятное выражение лица, а глаза дышали кротостью. При смерти, его владения были обширны, ибо он правил
в одно время Мосулом, частью Месопотамии, Сирией, Египтом, Счастливой Аравией и исполнил весь свет славой
своего правосудия и добродетелей. Я опишу теперь некоторые из его превосходных качеств, и этого будет
довольно для того, чтобы понять, насколько было угодно Богу сделать этого государя образцом совершенства. Я
докажу, что люди, подобные ему, принадлежат к числу малообыкновенных.
Мне удавалось читать жизнь государей, предшествовавших исламизму, и тех, которые следовали за
Магометом; но за исключением четырех законных калифов -Абубекра, Омара, Османа и Али, и калифа Омара,
сына Абдалазиса, я не знаю никого, кто провел бы лучшую жизнь; я не знаю другого, кто показал бы большую
справедливость. Днем и ночью он был занят тем, что творил суд, помышлял о средствах истреблять неверных (то
есть христиан) и предупреждал злоупотребления; день и ночь он заботился об исполнении своих обязанностей к
Богу, творя милостыню и совершая добрые дела. Все, что я говорил до сих пор, может быть рассматриваемо, как
описание одного его правления; теперь же постараюсь рассказать о нем то, что принадлежало ему лично, как в
сей, так и в будущей жизни. Если бы
ИБН-АЛАТИР (ЭЦЦЕДДИН-АЛИ. 1160-1233). Он родился на берегу Тигра в городе Джезире и был сыном одного
из эмиров, находившихся в службе у султанов Мосула. В молодости своей он поселился в Мосуле, как раз в
ту эпоху, когда началась борьба Саладина с христианами Палестины. Автор принимал постоянное участие
в этих войнах и только по заключении мира между Саладином и Ричардом Львиное Сердце удалился в
Мосул, где, предавшись исключительно наукам и литературе, прожил до самой смерти. В этот последний
период своей жизни он написал два замечательных сочинения: «История Атабеков» и «Всемирная
история». «История Атабеков», то есть княжеских отцов, имеет своим предметом возвышение султанов
Мосула, Алеппо и Дамаска, начиная со времени Крестовых походов; но автор излагает события подробно
только до смерти Нуреддина, а затем его труд обращается почти в хронологическую таблицу. Автор был
очевидно пристрастен к Нуреддину и писал панегирик любимому султану Мо-сула, хотя, впрочем, и
христианский писатель, как Вильгельм Тирский, говоря о смер-
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|