|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 315
дикие грешники под знаменем креста подвергнутся новым искушениям и что на продолжительном пути им
будет легче совратить своих спутников, нежели исправиться самим. Беспорядки были, к несчастью, терпимы
вождями, которые полагали, что небо всегда снисходительно к крестоносцам, и не хотели быть строже божества.
Во всяком случае, христианская армия рядом с самыми соблазнительными нравами представляла, однако,
примеры сурового благочестия. Посреди опасностей войны и утомлений длинного странствования король
Франции с точностью выполнял самые мелочные обряды религии. В рассказах Одо Диогильского можно видеть
не раз трогательную преданность Людовика VII тому народу, который шел вместе с ним из Франции. Большая
часть вождей принимала его за образец для себя. В лагере делали более процессий, нежели военных упражнений,
и войско менее доверяло своему оружию, чем своим молитвам. Вообще, не довольно употребляли средства
человеческого благоразумия и слишком полагались на Провидение, не оказывающее покровительства тем,
которые совращаются с пути разума и мудрости.
Первый поход характеризуется двумя отличительнымие чертами: благочестие и геройство. Второй поход
имеет своим побуждением одно благочестие, которое ближе подходит к ханженству монастырей, нежели к
энтузиазму. В этой войне легко заметить влияние монахов, которые проповедовали ее и вмешивались потом во
все дела. Король Франции обнаруживал в несчастьях одно самоотвержение мученика и на поле битвы
представлял одну храбрость и горячность простого солдата. Образ действий германского императора отличался
не большим искусством; он потерял все вследствие безрассудной самоуверенности и убеждения, что он может
победить турок без помощи французов. Оба они были весьма ограничены в своих воззрениях, и им недоставало
той энергии, которая порождает великие дела. В походе, которым они распоряжались, ничто не возвысилось над
ними, и на всем запечатлелся их характер. Одо Диогильский приписывает несчастья немцев их
невоздержанности: ebrii semper. Конрад был слишком доверчив к обещаниям императора Мануила, который
предупредил турок и дал латинам провожатаев с поручением обмануть их. Конрад III, человек посредственный,
высказался весь в письме, которое он писал к аббату Корбей-ского монастыря: «Я совершил в Святой земле,
говорит немецкий император, то, что было угодно Богу и что мне дозволили сделать князья той страны». Этот
Второй крестовый поход не представил ни геройских страстей, ни доблестей рыцарства; великие предводители не
встречались в лагере, и эпоха, описываемая нами, видела в себе только двух гениальных людей: святого Бернарда,
который поднял Запад своим красноречием, и аббата Сугерия, мудрого министра Людовика VII, который должен
был загладить для Франции те бедствия, которые ей причинил Второй крестовый поход.
Histoire des Croisades, т. I, с. 396-410, изд.
1857 г.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|