|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 311
своих войск, оставался в резерве, и должен был обеспечивать осаждающих от неожиданного нападения врагов.
Король Иерусалимский с жаром преследовал мусульман; его воины бросались вместе с ним в ряды
неприятелей и сравнивали своего вождя с Давидом, который, по словам Писания, победил одного из царей
Дамаска. Мусульмане, продолжая биться, соединились на берегах Барадды, к западу от города, чтобы спастись от
стрел и камней христиан, утомленных жарой и жаждой. Воины, предводительствуемые Балдуи-ном III, тщетно
старались несколько раз прорвать ряды неверных: они встречали постоянно непреодолимый отпор. Тогда-то
германский император обнаружил свою храбрость в подвиге, достойном героев Первого крестового похода.
Сопровождаемый небольшим числом своих людей, он проходит через французскую армию, которая по
затруднительной местности не могла сражаться, и становится впереди крестоносцев. Ничто не может
противостоять его отчаянному нападению; враги, попадавшиеся ему навстречу, падают под его ударами; тогда
один мусульманин, гигантского роста и вооруженный с ног до головы, становится перед ним, чтобы остановить
его. Конрад III летит немедленно навстречу врагу. При виде такого поединка обе армии неподвижно ждали в
страхе, пока один из двух бойцов не опрокинет своего противника, чтобы возобновить битву. Мусульманский
воин был скоро сброшен с коня. Конрад одним ударом меча по плечу своего неприятеля разрубил его тело на две
части. Это чудо силы и мужества удвоило жар христиан и распространило ужас между неверными, которые с
того времени начали искать своей безопасности в городе и берега реки оставили во власти крестоносцев.
Восточные писатели рассказывают о степени страха жителей Дамаска после победы христиан. В течение
многих дней мусульмане ложились спать на пепле; посреди главной мечети был выставлен Коран, собранный
Османом; женщины, дети собирались около священной книги, взывая к Магомету о помощи против их врагов.
Осажденные уже думали покинуть город; они загородили улицы со стороны садов толстыми бревнами, цепями и
кучей камней, чтобы замедлить шествие осаждающих и дать себе время бежать северными и южными воротами,
вместе со своими богатствами и семействами.
Христиане были так убеждены в овладении городом, что их вожди занимались только одним вопросом: кому
будет отдан Дамаск? Большая часть баронов и владетелей, находившихся в христианской армии, искали
благосклонности короля Франции и императора Германии и пренебрегали осадой укреплений, чтобы
домогаться приобретения города. Теодорик Эльзасский, граф Фландрии, приходивший два раза в Палестину еще
до этого похода и предоставивший своему семейству все свои владения в Европе, просил для себя Дамасское
княжество настоятельнее других и одержал верх над своими соискателями и соперниками. Такое предпочтение
породило зависть и повело за собой расслабление армии. Пока овладение городом составляло предмет
честолюбия каждого, вожди пылали усердием и жаром; но, потеряв надежду, одни впали в бездействие, другие
не считали славы христиан своим собственным делом, и старались воспрепятствовать успеху предприятия,
которое не представляло им никакой выгоды.
Предводители осажденных воспользовались таким настроением умов, чтобы открыть переговоры с
крестоносцами. Их угрозы, обещания, подарки уничтожили последнее рвение и энтузиазм христиан. Особенно
они обращались к баронам Сирии и убеждали их не доверять пришельцам Запада, которые, по их словам, хотят
овладеть христианскими городами в Азии. Они угрожали предать Дамаск в руки султана Мосула или новому
властителю Востока, Нуреддину, которому ничто не могло противиться и который скоро овладеет
Иерусалимским королевством. Бароны Сирии, или будучи увлечены подобными речами, или в глубине души
опасаясь предприимчивости франков, явившихся к ним на помощь, только и думали о том, чтобы замедлить
осаду, которой они сами желали с таким жаром. Злоупотребляя доверчивостью
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|