|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 308
христианство, и угрозы свирепого завоевателя Месопотамии, который поклялся овладеть Антиохией и подчинить
Иерусалим закону исламизма? Все эти доводы и многие другие, представляемые Раймундом Пуату, не могли
быть оценены воителями, прибывшими с Запада, и которые не знали ни положения христианских колоний, ни
могущества их врагов. Людовик VII отвечал, что он дал обед идти к святому Гробу, что он принял крест для
исполнения этого обета, что со времени своего отправления из Франции он испытал много несчастий и не может
помышлять о новых предприятиях; он добавил, что по исполнении своих священных обетов пилигрима он
выслушает охотно князя Раймунда и других владетелей Сирии относительно всего, что касается выгод
христианства в этой стране.
Князь Антиохии не упал духом от такого ответа. Он употребил все старания, чтобы тронуть сердце королевы,
и решился употребить в дело любовь для приведения в исполнение своих замыслов. Вильгельм Тирский,
оставивший нам портрет Раймун-да, говорит, что этот князь «был в разговоре мягок и приветлив, обнаруживая в
своих привычках и обращении удивительную прелесть и манеры превосходного и великодушного князя». Он
вознамерился склонить королеву Элеонору к продолжению своего пребывания в княжестве Антиохийском. Тогда
только что начиналась весна; веселые берега Оронта, рощи Дафны, прекрасное небо Сирии должны были, без
сомнения, помогать красноречию Раймунда. Королева, увлеченная просьбами этого князя и находясь под
влиянием всяких угол со стороны чувственного и блистательного двора и, если верить историкам, под влиянием
удовольствий и страстей, недостойных ее, настоятельно убеждала короля промедлить своим отправлением к
святому городу. Людовик VII был человек строгого благочестия, духа недоверчивого и ревнивого: побуждения,
которые задерживали королеву в Антиохии, только увеличивали в нем решимость идти в Иерусалим. Упорство
Элеоноры вызывало в нем подозрения, и эти подозрения делали его непоколебимым. Тогда Раймунд, обманутый
в своих ожиданиях, разразился жалобами и думал только о мести. Этот князь, говорит Вильгельм Тирский, был
необуздан в своих желаниях «и столь злобен, что при раздражении не имел ни смысла, ни толку». Он легко
сообщил свое негодование Элеоноре. Эта королева громко выражала намерение разойтись с Людовиком VII и
расторгнуть брак под предлогом родства. Раймунд также клялся употребить насилие, чтобы удержать свою
племянницу в своих владениях. Наконец, король Франции, оскорбленный в качестве короля и мужа, решился
ускорить отъезд и был вынужден похитить свою собственную жену и отвезти ее ночью в свой лагерь.
Поведение королевы должно было являться соблазнительным в глазах неверных и христиан на Востоке. Ее
пример мог иметь гибельные последствия в войске, где находилось большое число женщин. В толпе рыцарей и
даже мусульман, которые во время пребывания Элеоноры в Антиохии привлекали к себе поочередно ее взоры,
указывают на одного молодого турка, который получал от нее подарки и для которого она намеревалась оставить
короля Франции. В таких обстоятельствах, замечает остроумно Мезере (французский историк XVII в.), часто
говорят более, нежели есть; но иногда также бывает более, нежели говорят. Как бы то ни было, Людовик VII не
мог забыть своего бесчестья и считал себя обязанным, несколько лет спустя, развестись с Элеонорой, которая
вышла замуж за короля Англии, Генриха II, и передала ему герцогство Гвиен, что составило для Франции одно из
самых плачевных последствий Второго крестового похода.
Король и бароны Иерусалима, опасаясь продолжительности пребывания Людовика в Антиохии, отправили к
нему послов, заклиная именем Иисуса Христа торопиться с отправлением в Палестину. Король Франции
исполнил их желание и прошел Сирию и Финикию, не останавливаясь при дворе графа Триполя, который имел
те же намерения, как и Раймунд Пуату. Его прибытие в Святую землю произвело живейший восторг и
воодушевило надежду христиан. Народ Иерусалима, князья, прелаты вышли к нему навстречу, держа в руках
паль
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|