|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 293
в монастырях о религии не думали нисколько или очень мало; но покойный с Божьей помощью привел все в
прежний порядок и поселил в духовенстве религиозность, возвратил прислуге свободу, богатствам обилие,
зданиям их украшение; его заботы, труды и заслуги для своей кафедры и своих людей были так велики, что его
можно было принять не столько за восстановителя, сколько за основателя. В этом отношении ему помогало и его
рождение, и честность, и почетное общественное положение. А именно, он был внук императора Генриха IV,
племянник Генриха V по матери, единоутробный брат короля Конрада (III) и дядя ныне благополучно
царствующего августейшего императора Фридриха (I); родился же он от знатнейшего князя в государстве
Леопольда, маркграфа (Австрии) и Агнесы, дочери Генриха IV, императора; двоюродными братьями его были
Конрад, епископ Падуанский, Леопольд, герцог Баварии, и Генрих, герцог Австрии; сестры его Гертруда,
герцогиня Богемская, и Берта, герцогиня Польская, также маркиза Монфер-ратская, родительница императрицы
Испании. Таково было знаменитое его происхождение и знатное родство. Научными сведениями он был снабжен
не так, как то обыкновенно встречается, и между епископами Швабии считался первым и в числе первых, так, что
не только обладал знанием Писания и понимал его таинственный смысл и значение, но и был почти первым,
который занес в нашу страну тонкость философских сочинений и книг Аристотеля относительно топик,
аналитики и эленхов (in topicis, analyticis et elenchis). Вследствие таких и других многих преимуществ и по
причине знания светских дел и изумительного красноречия, он весьма часто с твердостью защищал интересы
церкви перед королями и князьями, и это снискало ему немалую славу, а слава, как водится, породила зависть; но
он неустрашимо разрушал козни своих противников и честно выходил честным без всякого ущерба для себя из
всякого спора. Свой образ жизни он устроил по образцу устава цистерцианцев (то есть монастыря Сито, Citeaux);
у них же он был сделан сначала аббатом в монастыре Моримунде и снискал такую похвалу, что мог бы сказать
себе: «Поднимайся, друг, выше». Возведенный в звание епископа, когда уже остыл в нем жар юности и усыпились
страсти пылкого возраста, он, отклоняя от себя греховные прелести и не давая веса суду людскому, начал
трудиться больше для Бога, которого не может обмануть ни совесть, ни сердце, и старался жить по слову
Евангелия: «Да не знает твоя левая рука того, что делает правая». Таким образом, если в нем и осталось что-
нибудь из суеты прежней светской жизни, то впоследствии все подобное очистил и истребил язык порицателей,
этот острый меч. Но что и говорить об этом? Когда вышеупомянутый император Фридрих отправился в
итальянский поход, и он должен был бы идти, как человек необходимый и полезный для дел империи, но ему
удалось отказаться, и как человек богобоязненный, он предпочел остаться среди молящейся братии, нежели
среди бранного шума, и мог бы сказать: «Господи, приими меня молящегося с братией, которая....», и проч.
Получив от императора благосклонное согласие на то, чтобы остаться дома, он препоручил себя и удрученную
печалями церковь его милостям и, предвидя пророчески свою кончину, из опасения, чтобы церковь не
пострадала после его смерти, просил для нее свободы избрания, как то делалось в прежние времена в других
церквах. Получив согласие на такую просьбу, он возвратился домой. Когда некоторым была предсказана его
смерть в видениях или во сне, Оттон вознамерился навестить капитул цистерцианцев и, несмотря на болезнь и
слабость тела, предпринял тяжелый путь и прибыл в монастырь Мо-римунд. Там, пролежав несколько дней в
постели и не сомневаясь больше в своей смерти, был помазан по обычаю св. елеем и составил в порядке духовное
завещание относительно своего имущества; заботясь также и о спасении своей души, он приказал подать себе в
руки одну книгу (вероятно, одно из богословских сочинений Оттона) и передал ее людям книжным и
богобоязненным, прося рассмотреть, не оскорбляет ли кого-нибудь то, что он мог сказать в пользу магистра
Гильберта, и предоставляя им все
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|