|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 291
ным. Также Вельф, брат герцога Генриха I, принадлежавший к числу знатнейших вельмож государства, дал
вместе со многими другими такой же обет в самую ночь на Рождество Христово в собственной вилле Битенгу.
Герцог Богемский Лабеслаус (Владислав) и маркграф Штирийский Одоакр, также и Бернард, знаменитый граф
Каринтин, приняли на себя кресты немного спустя после того, вместе с многочисленными своими дружинами.
Саксонцы же, так как они имели своими соседями народы, преданные мерзости идолопоклонства, отказались
идти на Восток и приняли крест с намерением нанести войну тем народам (то есть пруссам); они отличались от
наших тем, что не нашивали крестов просто на платье, но носили его сверху на плаще (rota).
XLI. Вот копия с послания аббата Клер-во, отправленного в королевство восточных франков (то есть во
Франконию):
«Владыкам и возлюбленным отцам архиепископам, всему духовенству и народу Восточной Франции и
Баварии, Бернард, именуемый аббатом Клерво, желает обилия даров Св. Духа!
Речь моя к вам о деле Христа, в ком ваше спасение; если уважение к Богу не извиняет перед вами ничтожества
говорящего лица, то обратите свое внимание на него ради собственной пользы. Я мал, но немало люблю вас о
Христе Иисусе. Я имею такую необходимость писать к вам и такую причину, что осмелился обратиться с
посланием ко всему вашему собранию. Я охотно побеседовал бы с вами, если бы имел столько же на то
возможности, сколько воли. Братия! Настает важное время, приближается день спасения, обильного спасения.
Поколебалась и потряслась земля, ибо Богу небесному предстоит утратить свою землю (Палестину), ту землю, на
которой он был видим и жил более 30 лет, как человек с человеками; ту землю, которую он прославил чудесами,
освятил своей кровью, и на которой явился цвет первого воскрешения из мертвых. И ныне, за наши грехи, враги
креста подняли нечестивое чело, опустошая мечом благословенную страну, страну обетования. Если бы не было
защитников, то они вторглись бы и в сам город
Бога живого, чтобы разрушить орудие нашего спасения и осквернить святые места, обагренные кровью
пречистого агнца. О горе! Они насмехаются над святыней христианской религии и стремятся вторгнуться и
замарать тот одр, на котором за нас наша жизнь опочила сном смерти. Как вы поступите, отважные мужи? Как
поступите вы, служители креста? Отдадите ли псам святыню и бисер свиньям? Сколько грешников снискали там
слезным покаянием отпущение грехов после того, как языческая мерзость была вычищена мечом ваших отцов!
Видит это дух злобы и завидует, скрежещет зубами и бледнеет. Он держит над нами сосуд своей неправды, чтобы
не осталось и следа благочестия, и старается, чего Боже избави, достигнуть того. Но это было бы для всех веков
безутешным горем, как невознаградимое зло, но, в особенности, оно послужило бы вечным упреком и
бесконечным сожалением для нашего презренного века. Что же, однако, подумать, братья? Уже не умалилась ли
десница Божия или сделалась бессильной, если она для сохранения и восстановления своего наследия обращается
к столь презренным червям? Разве он не может послать более 12 легионов ангелов и сказать только слово, и земля
будет освобождена? Без сомнения, у него есть сила, если он чего пожелает; но, говорю вам, Господь Бог ваш
испытывает вас. Он взирает на своих сынов, не поймет ли его кто-нибудь, и ищет такого и соболезнует вместе с
ним. Ибо он сострадает к своему народу и падшим подает средство к спасению. Подумайте обо всем, что он
делает для избавления вас от грехов, и вы будете поражены. Взгляните на бездну благодати и успокойте
грешников. Он желает не вашей смерти, но чтобы вы обратились и здравствовали; он старается не против вас, а в
вашу пользу», и так далее.
Таким и подобным образом, по правилу и науке ораторского искусства, распространялся Бернард; что иудеи
не должны быть убиваемы, он подтвердил то на основании разума и писаний; кроме того, он говорил далее: «Мне
следовало бы назвать вас счастливым поколением, которое живет в эпоху, столь богатую индульгенциями, насто
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|