|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 273
тойном послужить уроком для всех, он не осмеливался взяться за новое для него дело, с другой ему было совестно
отказать в упорной просьбе толпы и противиться столь великой благодати; ему казалось, что он оскорбит Господа
и что его недоверие к себе может покрыть облаком сомнения всемогущество Божье, если его вера останется
позади народной веры. Таким образом, он испытывал в себе мучительное волнение; наконец, хотя он и уверял,
что чудеса нужно делать скорее для неверующих, чем для верных, однако, возложив свое упование на успех в
смелом предприятии на Св. Духа, он начал молитву; потом, заклиная сатану именем духа сил, он обратил его в
бегство властью, данной ему небом, и даровал той женщине жизнь и спокойствие. Все присутствовавшие,
исполнясь радости и воздымая руки к нему, оглашали воздух выражением своей благодарности к Богу,
удостоившему посетить их с высоты своего трона. Вскоре все заговорили об этом чуде, и слава о нем
распространилась повсюду; со всех сторон стекались в церкви, на площади, где происходил суд, и у перекрестков;
повсюду только и говорили, что о служителе Божьем; торжественно провозглашали, что для него нет ничего
невозможного, о чем бы он ни просил его; повторяли, верили, громко говорили, утверждали, что у Всемогущего
слух, всегда отверзт к его молитве. Не могли довольно ни насмотреться, ни наслушаться его. Одни входили
толпой к нему, чтобы насладиться его присутствием; другие ждали у дверей, когда он выйдет. Прекратились все
занятия; ремесленники оставили свои работы; весь город был занят одной мыслью увидеть его. Все теснились за
ним, умоляя о благословении, и у каждого было одно вожделение прикоснуться к его одежде.
Конец этой главы и две следующие содержат подобные же рассказы о чудесах, совершенных Бернардом в Милане и Павии, откуда он
возвратился в Клерво. V глава излагает, каким образом Бернард, после возвращения из Италии перенес свой монастырь на более удобное
место к реке. Три последние главы (VI-VIII) описывают новое участие Бернарда в политической борьбе с врагами Иннокентия в Аквитании
и Южной Италии, где король Рожер принял сторону Анаклета: благодаря усилиям Бернарда, и эти два последних врага подчинились
римскому престолу; наконец, автор останавливается на том, как около 1140 г. вспыхнула война по соседству монастыря между его
покровителем Тибо, графом Шампани, и французским королем, но Бернард спас своего друга, примирив его с Людовиком VII Юным.
Vita s. Bernardi Claraevallensis abbatis primi.
Готфрид
ОТНОШЕНИЕ СВ. БЕРНАРДА КО ВТОРОМУ КРЕСТОВОМУ ПОХОДУ. 1146 г. (после 1153 г.)
Автор третьей биографии св. Бернарда (см. о первых двух выше) продолжает труд двух своих предшественников и потому
ограничивается событиями его жизни от 1140 до 1153 г., когда Бернард умер. Но эта биография вся состоит из эпизодов без всякой связи
между собой. Так, в первых трех главах своей первой книги автор рассуждает о нравах и добродетелях Бернарда, говорит о посещении им
Гуго, епископа Гренобля, о его талантах проповедника и о старании избегать всяких почестей. Упомянув о проповедях Бернарда, автор
вспоминает, что он проповедовал и Второй крестовый поход, который, однако, не удался, а потому останавливается на объяснении этого
факта.
IV. Я не могу умолчать о том, что так как Бернард побудил своими проповедями идти на освобождение
Иерусалима (в 1146 г.),
ГОТФРИД (GODEFRIDUS. XII в.). Монах Готфрид (monachus Glaraevallensis) был секретарем (notarius) Бернарда и
писал после его смерти, продолжая труд Вильгельма и Арнольда, остановившегося на 1140 г. Об изданиях и критике его
сочинения «Жизнь св. Бернарда, первого аббата Клерво», см. выше.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|