|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 266
рый у других составляет время отдохновения от работ для восстановления духа? До настоящего времени он
бодрствовал сверх сил человеческих. Обыкновенно он жаловался, что никогда не теряет столько времени, как за
сном, и находит довольно верным сравнение сна со смертью: как в глазах людей спящие кажутся мертвыми, так
мертвые бывают спящими для Бога. Посему, когда он слышал, что монах сильно храпел во сне или неприлично
лежал, то он с трудом переносил то и обвинял его в том, что он спит как плотский и земной человек. У него же
при легкой пище и сон был легок; ни в том, ни в другом отношении он не допускал пресыщения для тела, и ему
было достаточно понемногу и того и другого. Он никогда не понимал удовольствия удовлетворить аппетит,
призывающий его к пище, и ел из одного страха прийти в расслабление; приступая к еде, прежде чем сесть за
стол, он насыщался одной мыслью о яствах, а потому и шел к столу как на казнь. С той поры, как он облекся в
схиму, или как вышел из кельи послушников, его силы (а он был всегда нежного сложения) были уже истощены
бдением и постами, холодом, трудом и тяжкими, беспрерывными упражнениями; желудок его был так испорчен,
что он немедленно извергал ртом еще не переваренную пищу. Если случайно иное успевало перевариться и
силой природы выходило естественно, то при слабости нижних частей тела и это делалось с величайшими
страданиями. Пища не столько поддерживала его жизнь, сколько отсрочивала смерть. После стола он
обыкновенно замечал, сколько он съел, и не мог безнаказанно выступить из пределов принятой порции;
воздержание сделалось до того его природой, что если ему случалось иногда съесть что-нибудь сверх
обыкновенного приема пищи, то это удавалось ему с трудом. Таким образом, он был послушником среди
послушников, монахом среди монахов, сильный духом и слабый телом, ограничивая плоть и покоем, и пищей, не
давая себе отдыха от работ и черного труда. Он считал других святыми и совершенными и полагал, что для него,
как для послушника, необходимы не льготы и снисхождение, дозволенное людям заслуженным и
усовершенствовавшимся, но весь жар новичка и все строгости устава и беспощадность дисциплины.
Потому, ревнуя об общей жизни, когда братия занималась ручными работами, к которым он не имел
привычки или ловкости, он старался вознаградить то, роя землю, рубя дрова и нося их на своих плечах, или
другой какой-либо работой. Когда ему недоставало на то сил, он прибегал к самым презренным занятиям и
заменял тяжесть труда самоуничижением. И что удивительно, тот, кто был наделен даром созерцания духовных
предметов и божественных, не только желал заниматься подобными грязными работами, но и чрезвычайно был
тем доволен... За работой он молился и внутренне размышлял, не прерывая внешнего труда, и работал извне без
ущерба наслаждению внутренним созерцанием: до сих пор все, что он ни читал в Св. Писании, и все, что ни
представлял себе духовно, все это ему приходило на мысль среди молитвы и размышлений на полях и в лесах,
почему он обыкновенно и говаривал своим друзьям, шутя с любовью, что он никогда не имел других учителей,
кроме дубов и буковых деревьев. Во время жатвы братия с жаром и радостью о Св. Духе занималась уборкой
хлеба; так как он был не в состоянии принять участие в такой работе и ничего в ней не понимал, то ему
предлагали посидеть и отдохнуть; огорчаемый тем, он прибегал к молитве и просил Бога со слезами даровать ему
способность к жатве. Простота веры не обманула святого, и он получил желаемое. С тех пор он гордился тем, что
более других ловок в этой работе, и во время ее тем охотнее предавался молитве, ибо помнил, что способность к
ней он получил от Бога...
V. Когда сделалось угодно Тому, кто извлек Бернарда из мира, прославиться в нем новыми милостями и
соединить в Сито большое множество сынов Божьих, Бог вложил в сердце аббата Стефана намерение отправить
часть своей братии для основания монастыря Клерво. Аббат Стефан поставил Бернарда владыкой и аббатом тех,
которые были отправлены им, и все чрезвычайно изумились такому назначению; как
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|