|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 203
тинта пал Дудо, предводитель отряда волонтеров, и песня оканчивается описанием его погребения.
Четвертая и пятая песни описывают дальнейшие приключения в лагере христиан; поэт начинает картиной ада, в котором духи
тьмы составляют заговор против крестоносцев и избирают своим орудием султана Дамаска, чародея; по внушению дьявола он подсылает
в лагерь христиан свою дочь, первую красавицу в мире Арми-ду, с тем, чтобы она посеяла раздоры между ними; ее усилия увенчаны
успехом: Ринальдо в ссоре умерщвляет норвежского князя Гернандо и бежит в Антиохию; она выдумывает целую сказку, прося у
Готфрида помощи против своих мнимых притеснителей; Готфрид вынужден дать ей 10 лучших витязей по жребию; другие же,
увлеченные ее красотой, и в том числе брат Готфрида, Евстафий, бегут за ней ночью из лагеря: силы христиан значительно уменьшились.
В шестой и седьмой песнях действие происходит то в Иерусалиме, то в стане христиан: Аладдин не желает вступить в
решительную битву, поджидая Солимана, иконийского султана, но Аргант требует сражения и, не получив согласия, сам лично вызывает
христиан на поединок; следует битва его с Танкредом: оба противника ранены, и ночь разлучает их; Эрминия, узнав о ранах Танкреда,
похищает у Клоринды ее вооружение и идет в стан франков навестить больного; но стражи принимают ее за Клоринду, преследуют ее, и
она едва успевает спастись в хижине пастуха, который некогда был в Египте. Танкред, узнав об участии Эрминии, отправляется
отыскивать ее, но попадает в замок Арми-ды, где встречается с одним из христианских рыцарей, Ремо, принявшим из любви к чародейке
веру Магомета. Танкред бьется с ним, но противник убегает, ворота очарованного замка запираются, и Танкред в плену у Армиды. Между
тем поправившийся от ран Аргант вызывает вторично Танкреда; за его отсутствием выступил Раймунд Тулузский; измена мусульман
заставляет христиан взяться за оружие; поединок обращается в общую сечу; буря с дождем вредит первому успеху христиан, и
противники расходятся по своим лагерям.
Восьмая и девятая песни выводят снова на арену ад: злые духи населяют раздор в лагере христиан слухом о смерти Ринальдо; все
восстают против Готфрида, осудившего его на изгнание, но Готфрид укрощает народ; тогда те же духи побуждают Солимана
Иконийского напасть с тыла на христиан, пользуясь отсутствием лучших витязей: Аргант делает в то же время вылазку; христиане
поколебались, но Бог посылает архангела Михаила укротить ад; а турки, предоставленные собственным силам, разбиты: Аргант и
Клоринда запираются в городе и Солиман убегает.
В десятой песне рассказано о бегстве Соли-мана в Египет; но Исмен является к нему на дороге, уносит с собой на летящей по воздуху
колеснице и ставит неожиданно в Иерусалиме посреди совета Аладдина, где Аргант осмеивал Солимана, не зная о его невидимом
присутствии. Другая половина этой песни представляет происходившее в лагере христиан: во время последней битвы подоспели
очарованные Армидой ее обожатели; они рассказывают Готфриду о чудесах замка Армиды и ее садов, как их сковали вместе с Танкредом
и как Ринальдо освободил их. При известии о том, что Ринальдо жив, весь лагерь ликует, и Петр Пустынник просит Готф-рида простить
изгнаннику его преступления. Готфрид отвечает молчанием и проводит всю ночь в размышлении о том, как поступить.
В одиннадцатой и двенадцатой песнях поэт описывает крестный ход около стен Иерусалима и решительный приступ христиан с
огромной машиной; но ночь остановила успехи христиан: тогда Аргант и Клоринда решаются ночью проникнуть в лагерь христиан и
сжечь машину; их предприятие удалось, но в смятении перед Клориндой заперлись городские ворота. Танкред преследует ее и, не узнав,
убивает, успев, однако, принести в шлеме воды, чтобы совершить над ней обряд крещения. Погребение Клоринды, горе Танкреда и
утешение его Петром Пустынником составляют окончание двенадцатой песни.
ТРИНАДЦАТАЯ ПЕСНЯ
В первых ее 16 строфах поэт говорит о мерах, которые приняли мусульмане, чтобы лишить христиан возможности построить
новую машину: близ Иерусалима находился непроходимый лес1, куда никто не смел войти; опасаясь, что франки попытаются достать
оттуда дерево для машин, Исмен идет туда и очаровывает лес, призывая себе на помощь злых духов.
XVII
Между тем благочестивый герцог Бульонский не желает делать нового приступа, пока не будет снова
сооружена огромная бойница и другие стенобитные орудия. С этой целью он и посылает в лес людей для срубки
и доставки дерева. Рано утром рабочие отправляются на место, но в виду леса
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|