|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 181
башне Давида; тогда и он бросился через южные ворота в Иерусалим, истребляя на пути тех, которые бежали с севера от меча
Готфрида; после того автор переходит к рассказу о сценах ужаса, которые произошли в верхнем храме, куда сбежались все, ища спасения
от неприятеля.
XX. Большая часть народа бежала в портик храма (Соломона, на горе Мориа), как потому, что это место было
самое отдаленное в городе, так и потому, что оно было снабжено стеной, башнями и крепкими воротами (см.
описание храма выше, в гл. III). Это бегство не было, однако, для них спасением, ибо государь Танкред отправился
туда немедленно со значительной частью своего войска. Он ворвался силой в храм и убил там бесчисленное
множество народа. Он, говорят, унес из храма несметное множество золота, серебра и драгоценных камней, но
впоследствии, когда прошло смятение, возвратил, как полагают, все в целости. После и прочие князья, избив всех,
кто попадался им в нижних частях города, отправились в храм, в ограде которого, как они слышали, укрылось
множество народа. Они вступили туда со множеством конных и пеших людей и, не щадя никого, перекололи
всех, кого нашли, мечами, так что все было облито кровью. Произошло же это по справедливому приговору
Господню, и те, которые оскверняли святыню своими суеверными обрядами и лишили ее верный народ,
очистили ее своей кровью и поплатились жизнью за свое злодеяние. Страшно было смотреть, как валялись
повсюду тела убитых и разбросанные члены, и как вся земля была облита кровью. И не только обезображенные
трупы и отрубленные головы представляли ужасное зрелище, но еще более приводит в трепет то, что сами
победители были в крови с головы до ног. В черте храма, говорят, погибло до 10 тысяч неприятеля, кроме тех,
трупы которых валялись по улицам и площадям и которые были умерщвлены рассеянно по городу; говорят,
число таких было также немало. Остальная часть войска разошлась по городу и, вытащив как скотов из узких и
отдаленных переулков тех, которые там укрывались от смерти, убивали их на месте. Другие, разделившись на
отряды, ходили по домам и извлекали оттуда отцов семейств с женами и детьми, прокалывали их мечом или
сбрасывали с кровель и, таким образом, ломали им шею. При этом каждый, ворвавшись в дом, обращал его в
свою собственность со всем, находившимся в нем, ибо еще до завоевания города было условлено между ними, что
по завоевании каждый присваивает себе на вечные времена все, что он успеет захватить. Ходя таким образом по
городу, чтобы врываться в дома жителей и их тайные убежища, каждый, в знак овладения домом, вешал на
дверях свой щит или другое оружие, чтобы через то объявить другим, что они должны идти дальше, ибо это
место имеет уже для себя господина.
XXI. Когда город был совершенно завоеван и жители умерщвлены, князья после восстановления спокойствия
сошлись вместе, прежде чем сложили оружие, и определили, чтобы для большей безопасности башни были
заняты стражей и у каждых ворот города поставлены верные люди привратниками, пока по общему их согласию
и по определению князей не будет вверена охрана города одному, который устроит все по своей воле. Они были
правы, остерегаясь неприятелей, окружавших их со всех сторон, и опасаясь неожиданного нападения. Когда
таким образом в городе был восстановлен порядок, они сложили оружие, омыли руки, облеклись в чистые
одежды и пошли с уничиженным и сокрушенным сердцем, плача и воздыхая, с босыми ногами к тому месту,
которое Спаситель прославил и освятил своим присутствием, и с величайшим благоговением прикладывались к
нему. У храма Страстей и Воскресения Господня им вышел навстречу народ верных и духовенство, несшие
столько лет безвинно тяжкое иго, с крестами и образами святых; они благодарили своих избавителей, даровавших
им свободу, и отвели их в упомянутый храм с пением духовных гимнов. Было трогательное зрелище,
наполнившее сердца святым восторгом, видеть, с каким благоговением народ вступал в святые места и с какой
задушевной радостью и торжеством целовал землю, на которой Господь пострадал. Повсюду слезы, повсюду
воздыхания, но не те, которые производят печаль и горе, а те, которые приносятся Богу
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|