|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 164
их вождей в конце декабря (1098 г.) продолжать прерванный поход. Далее автор говорит о движении христиан к Триполю, владетель
которого изъявил добровольное согласие подчиниться; но крестоносцы, желая более обеспечить для себя овладение Триполем, осадили
весьма сильную крепость Арку (Archados); эта осада продолжалась до начала апреля (1099 г.) и была весьма неудачна для крестоносцев;
при Арке был убит Понтий из Баладуна, после смерти которого автор решился один продолжать свой труд; причиной несчастий для
христиан было постоянное их несогласие и преобладание частных интересов; наконец, при осаде Арки в первый раз обнаружилось в
крестоносцах недоверие к легендам, которые до тех пор вызывали в них энтузиазм; наш автор приводит длинный ряд явлений и
откровений под Аркой, но замечает при этом, что многие не только сомневались в новых видениях, но заподозрили даже и копье; во главе
скептиков стоял Арнульф, капеллан графа Нормандского; он не хотел отказаться от своего сомнения и тем раздражил в особенности
Петра Бартоломея.
Услышав это (то есть отказ Арнульфа торжественно отречься от своего сомнения в истинности копья), Петр
Бартоломей, исполненный негодования, сказал, как человек простой и хорошо знавший истину: «Я хочу и прошу,
чтобы развели большой огонь; я пройду через него вместе с Господним копьем. Если это копье Господа, то я
выйду цел и невредим; если же это обман, то я сгорю; я вижу, что начинают не доверять явлениям и
свидетельству». Это предложение нам понравилось, и, предписав Петру строгий пост, мы распорядились о
разведении огня в тот самый день, когда Господь был замучен и распят на кресте для нашего спасения. Все это
происходило накануне пятницы (то есть Страстной, в апреле 1099 г., при осаде Арки).
В назначенный день с утра начали приготовлять костер и окончили к полудню. Князья и народ собрались в
числе 40 тысяч; священники присутствовали с босыми ногами и в церковных одеждах. Из сухих олив сделали
костер в 14 футов длины; дерево было сложено двумя кучами и между ними оставлен был проход в один фут
шириной, а высота куч достигала 4 футов. Когда огонь сильно разгорелся, я, Раймунд (наш автор), в присутствии
всего собрания, произнес следующее: «Если всемогущий Бог говорил с этим человеком лицом к лицу и если
блаженный Андрей указал ему Господне копье во время его бдения, то пусть он пройдет теперь через огонь
невредимо; если же это не так и если все это выдумано, то пусть он сгорит вместе с копьем, которое он понесет в
руке». И все собрание, преклонив колено, ответило: «Аминь!»
Между тем огонь раздуло так сильно, что пламя поднялось на 30 локтей, и никто не мог приблизиться к
костру. Тогда Петр Бартоломей, облеченный в одну тунику, преклонив колено перед епископом города Альбара
(партизаном копья), призывал Бога в свидетели, что он его видел лицом к лицу на кресте и что он научил его
тому, что написано им и блаженными апостолами Петром и Андреем; что он ничего не выдумал из того, что им
было сказано от имени св. Андрея или св. Петра, или даже самого Господа, и что если он в чем-нибудь солгал, то
пусть никогда не будет в состоянии пройти через огонь, который разведен перед ним. О других же грехах,
которые он совершил против Бога и ближнего, он просил Бога отпустить ему, а епископа, всех других
пресвитеров и народ, собравшийся для этого зрелища, помолиться за него. После того, когда епископ вручил ему
копье, он преклонил колено, сделал знамение креста и без малейшего страха, твердой поступью вошел в огонь,
неся в руках копье; на известном месте, посреди пламени, он остановился и после того прошел с Божьей
помощью до конца. Было несколько лиц, которые видели новое знамение, прежде чем он вошел в огонь, а
именно, над ним летала птица, которая бросилась в пламя. Священник Эверард, который впоследствии из любви
к Богу остался в Иерусалиме, Вильгельм, сын Бона, превосходный рыцарь, родом из Арля, и показание которых
правдиво, свидетельствуют также, что они видели то же самое. Другой отличный рыцарь, Вильгельм по
прозванию Негодный (Malus puer) видел какого-то человека в священнических одеждах с накинутым капюшоном
на голове, прежде чем Петр вошел в огонь; потом, не замечая, чтобы он вышел и полагая, что это был Петр
Бартоломей, он
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|