На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.) стр. 118

ятельство, Анна предается лирическому описанию достоинств своего отца и того горя, которым она исполнилась вследствие его смерти. В первых девяти книгах «Алексиады» Анна Комнина описывает молодость отца, его службу при своих предшественниках, начиная с императора Диогена (1068 г.), когда Алексею было уже 14 лет; потом вступление его на престол и наконец первый период правления, от 1081 до 1096 г., когда появились первые крестоносцы. Эта часть сочинения Анны наполнена целым рядом войн Алексея, который открылся борьбой с итальянскими норманнами, принявшими сторону самозванца Михаила, выдававшего себя за императора Михаила VII, свергнутого предшественником Алексея, Никифором Ботаниатом. Война с норманнами в Италии перемежалась борьбой с турками сельджуками в Малой Азии, и к 1095 г. положение империи было столь стеснительно, что Алексей думал даже воспользоваться движением крестоносцев, чтобы поддержать свою власть. Вследствие того Анна Комнина в десятой книге обращается к истории Крестовых походов и излагает их, хотя со своей исключительной византийской точки зрения, редко сохраняя беспристрастие, о котором было говорено ею в прологе, но с такими подробностями, которые могли броситься в глаза только иноземному наблюдателю. Книга десятая Начало этой книги посвящено опять внутренней истории Византии в эпоху, непосредственно предшествующую Крестовым походам, следовательно, в последние годы XI столетия. Между прочим, Анна Комнина описывает борьбу своего отца с новым самозванцем Лжедиогеном, вовлекшую его в войну с половцами, к которым бежал Лжедиоген, после окончания войны с половцами император ушел в Вифинию для отражения нападения турок; едва он успел возвратиться оттуда в Византию, чтобы отдохнуть от последних трудов, как пришел слух о каком-то движении на Западе: это и были приготовления к крестовым походам, заставившие и Анну Комни-ну обратить все свое внимание на такое новое явление в истории Византии. Когда император Алексей отдыхал от своих великих трудов (то есть борьбы с самозванцем, с половцами и турками), до него дошла молва, переходившая из уст в уста, о том, что идет бесчисленное войско франков (хгаѵ КеАхгаѵ). Это известие не было приятно Алексею, который со справедливой боязнью смотрел на этот подозрительный народ. Приобретя достаточную опытность в борьбе с Робертом (Гвискаром), он знал крайнюю запальчивость франков, легкость, с которой они решаются на что-нибудь и снова изменяют свои намерения, и их чрезвычайную вкрадчивость; подобные и другие качества, как дар природы, этот народ несет с собой безотлучно, в какую бы страну он ни являлся; а потому Алексей основательно страшился оскорблений с его стороны для своего государства. Предусмотрительность императора и его страх оправдывались и общественной молвой, всегда заключающей в себе долю истины; сверх того, что он сам знал по опыту, о франках говорили повсюду, что они умеют сплетать козни, а если и заключат договор, то нарушат его под самыми ничтожными предлогами. По всем этим причинам император не только не дремал ввиду подобных обстоятельств, но повелел тщательно вооружить войско и обучать его, чтобы иметь в готовности армию на всякий случай. Впоследствии дело показало, что весь этот страх был не лишен основания. Действительно, в то время подвинулся весь Запад, то есть все варварские народы, живущие от Адриатического моря до Геркулесовых столбов; целая Европа, неожиданно воспрянув со своего седалища, обрушилась на Азию. Вот повод или причина такого движения народов. Некто, родом франк по имени Петр, а по прозвищу Кукупетр (Коихоилетрос -Петр Кукушка, назван так по капюшону, который он носил на голове), предприняв еще в прежнее время пилигримство для поклонения св. Гробу, испытал на пути тяжкие оскорбления со стороны турок и сарацин, и едва мог возвратиться в отечество. Вспоминая об обидах, нанесенных неверными, которые воспрепятствовали ему исполнить долг религии, он решился снова предпринять неудавшееся дело, но с большими средствами и усилиями. Наученный опытом своих бедствий, он не решился отправиться в путь один, как прежде, но возымел благоразумную мысль собрать около себя толпу. Он начал проповедовать по всем латинским странам, что его послал Бог ко всем князьям франков; что по воле Господней все должны, оставив родину, спешить на поклонение св. Гробу; и что потому необходимо исторгнуть священный город Иерусалим из


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes