На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.) стр. 98

рассмотрение и критический разбор ее источников. Петр Амьенский Пустынник по преданиям, записанным у Альберта Ахенского и укоренившимся благодаря Вильгельму Тир-скому, пользуется славой человека, который вызвал весь Запад к Крестовым походам и своим воодушевлением увлек самого Папу. «Глубоко опечаленный при виде языческого варварства, так рассказывает Альберт, он среди молитвы уснул в храме св. Гроба; в это время является перед ним Спаситель в небесном сиянии и говорит ему, слабому и смертному существу: "Петр, дражайший мой сын, восстань, иди к патриарху и возьми от него послание моим именем. Ты должен на родине рассказать о бедствиях св. мест и подвигнуть сердца всех к тому, чтобы они очистили Иерусалим и избавили святых от рук язычников. Ибо врата рая открыты тем, кого я избрал и призвал". Петр рано проснулся и отправился к патриарху за грамотой. Патриарх вручил ему требуемое, весьма благодарил его, и Петр отправился, переплыл с большими затруднениями море и пришел в Бари; а оттуда в Рим. Там Папа в смирении и радостно выслушал воззвание и пошел в Верчелли, а оттуда в Клермон проповедовать путь Господень. И поднялись все земли и все князья и рыцари целой Франции на освобождение Гроба Господня; 8 марта 1096 г. вступил в могущественное государство Венгрию Вальтер Неимущий, доблестный рыцарь, с великим числом пеших людей и с 8 всадниками; он был первым, предпринявшим путь в Иерусалим». Мне кажется, нельзя ошибиться в характере этого рассказа, это история чуда, святая легенда, какая когда-либо существовала. Является сам Христос, Спаситель мира, чтобы предписать Крестовый поход; он произносит слово, и дело осуществилось, едва только Петр успел провозгласить это слово. Узнает о том Папа; он говорит другим, и 8 марта без дальнейших размышлений первые крестоносцы уже в Венгрии. Это было делом рук Божиих, исполнителем которого является ничтожный Пустынник; Папа стоит на третьем месте, и то без особенного значения. Вильгельм Тирский взял на себя труд связать эту легенду с данными исторических источников. Петр задумывает предприятие по личному побуждению; чудесный сон утверждает его в намерении, и вот он у Папы. Урбан тотчас принимает его сторону и берет на себя руководить делом; но прежде чем он оставил Италию, Пустынник проходит все страны и возбуждает сердца. Никто не может противостоять его огненным речам; красноречие Петра воспламеняет мужественных и воодушевляет малодушных; таким образом он сделал уже половину дела, когда прибыл в Клермон Урбан и торжественно провозгласил предприятие. У Вильгельма, мы видим, мистический тон легенды ослаблен; не исключая сна Петра, который также лишен чудесной обстановки, у Вильгельма все идет строго рационально и самым простым человеческим образом. Альберт Ахенский выставляет вперед именно то, что Господь явился слабому и смертному существу; у Вильгельма прославляется живость его духа и необыкновенное красноречие. Альберт переходит прямо от Господних повелений к внешним событиям; Вильгельм наполняет этот пробел пространным рассказом промежуточных событий. Я думаю, что последние можно признать без нарушения истины чистой выдумкой; но прежде чем я попытаюсь изобразить дело на основании источников, нам нужно будет упомянуть о третьей форме предания. Анна Комнина (см. о ней ниже) рассказывает, что в Палестине находился Пустынник по имени Кукупетр, которого глубоко оскорбляли притеснения турецких властей. Возвратясь, он, отчасти из ненависти к язычникам, а отчасти из страха, пустился в дорогу один, склонил всех к походу и привел в движение Запад. В этом изложении нет ни малейшего следа чуда; о Папе не упоминается вовсе; перед нами Петр, человек весьма впечатлительный сам и одаренный способностью возбуждать других; ему одному приписывают заслугу предприятия или упрек за него (то есть с византийской точки зрения, враждебной крестоносцам). Я не думаю, что такой характер легенды был личным воззрением писательницы; чтобы убедиться в противном, стоит припомнить,


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes