|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 81
Альберт Ахенский
ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ ПИЛИГРИМОВ ДО НАЧАЛА ПОХОДА. 1095-1097 гг. (около 1120 г.)
Начинается
ИСТОРИЯ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПОХОДА, написанная каноником и хранителем Ахенской церкви Альбертом
Книга первая
I. Начинается первая книга Иерусалимского похода, где рассказаны достославные деяния светлейшего герцога
Готфрида: его подвигами и трудами святой город освобожден от неверных и возвращен сынам св. церкви.
Давно уже и так до сего дня те неслыханные и приводящие в изумление события внушали мне горячее
желание примкнуть лично к тому походу и помолиться там. Но мое намерение не могло быть осуществлено по
различным препятствиям, и потому я возымел дерзость, по крайней мере, передать воспоминанию потомства
все, что мне рассказывали и объясняли участвовавшие в самом походе; я думал таким образом, не оставаясь
праздным, быть в некотором смысле соучастником подвига, если не телом, то помыслами души. С этой целью я
предпринял по мере своих сил описать неопытной и, так сказать, ребяческой рукой труды и бедствия,
непоколебимую веру и благой заговор (bona conspiratio) из любви к Христу мужественных властителей и других
мужей; а именно: как они оставили отечество, родных, жен, сыновей и дочерей, города, замки, поля, царства и все
блага мира сего, верное для неверного и искали изгнания во имя Христа; как они отважно и с силой великой
совершили путь в Иерусалим и, торжествуя, победили тысячи тысяч полков турецких и сарацинских; и как
сделали доступным вход к св. Гробу Господа нашего Иисуса Христа, уничтожив налоги и подати с пилигримов,
желавших вступить в Иерусалим.
После объяснения в этой первой главе причин, побудивших взяться за литературный труд, и после изложения программы сочинения,
автор в следующих главах (II-VI) весьма коротко говорит о Петре Пустыннике, о его странствовании в Палестину, о проповеди в Европе и
только упоминает о том, что был Клермонский собор, определивший предпринять Крестовый поход. Видно, что автор до сих пор имел
мало сведений под рукой и притом считал главным предметом рассказа само странствование крестоносцев, к которому он и приступает
с главы VII.
АЛЬБЕРТ АХЕНСКИЙ (ALBERTUS AQUENSIS. XII в.). Как видно из его собственных слов, он не был очевидцем
описанных им событий, но, как современник Первого крестового похода, излагал по показаниям людей,
участвовавших в завоевании Иерусалима. Вот как характеризует Гизо историческое значение его «Chronicon
Hierosolymitanum de bello sacro»: «Ни один историк не сохранил нам столько подробностей о Первом крестовом походе,
как Альберт, или Альберик, каноник и страж, по мнению одних, кафедральной церкви в городе Э, в Провансе, а по
другим в городе Ахене (Aquae), и что мне кажется более вероятным. (Автор, говоря в одном месте о Франции, называет
ее страной, лежащей на западе, что можно сказать скорее жителю Ахена, нежели города Э (Aix). Мы не имеем о нем
никакого известия; не знают ни года его рождения, ни смерти; достоверно только то, что он еще жил в 1120 г., потому
что на этом годе останавливается его произведение. В походе он не участвовал и никогда не бывал в Св. земле; но,
исполненный энтузиазма, вместе со всей Европой, к подвигам крестоносцев, он тщательно собрал все рассказы,
беседовал с толпами пилигримов, возвращавшихся из Иерусалима, и воспроизвел их похождения и чувства, если не на
хорошем языке, то, по крайней мере, с чрезвычайной любовью и живостью сильно потрясенного воображения.
Другой, позднейший историк Крестовых походов, Виль-
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|