|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 76
правил морали не было минуты, которой бы мой наставник не обращал в мою пользу. По части скромности,
стыдливости, хороших манер он употребил весь труд, всю нежность, чтобы я проникся этими добродетелями.
Только дальнейший опыт уяснил мне, в какой степени он превышал всякую меру, стараясь для моего обучения
держать меня в постоянной работе. Я не буду говорить об уме ребенка, но и взрослый человек, чем его более
лишают отдыха, тем он более тупеет; чем он с большим упорством предается какому-нибудь труду, тем силы его
более ослабевают от излишка работы, и чем сильнее принуждение, тем жар его скорее остывает.
Таким образом, необходимо щадить наш ум, утомленный и без того оболочкой нашего тела. Даже и на небе
устанавливается правильно тишина ночи именно потому, что в этой жизни наши силы не могут оставаться совсем
без отдыха и нуждаются иногда в созерцательном состоянии: точно так же и дух не может быть в вечной
подвижности, каково бы ни было дело, которым он занят. Вот почему, какому занятию мы ни были бы преданы, я
полагаю, необходимо разнообразить предмет нашего внимания, чтобы дух, переходя от одного предмета к
другому, возвращался обновленным и свежим к любимой работе; чтобы наша природа, легко утомляющаяся,
находила в перемене труда род некоторого облегчения. Припомним, что и Бог не дал времени одну и ту же
форму и захотел, чтобы его превращения: дни и ночи, весна, лето, зима и осень служили человеку отдохновением.
Итак, пусть тот, кто берется быть учителем, обратит внимание на то, чтобы распределять обязанности детей и
юношей, воспитание которых возложено на него; ибо я не думаю, чтобы их должно вести иначе по сравнению с
теми, ум которых взрос и окреп.
Мой учитель питал ко мне гибельную дружбу, чрезмерная его строгость достаточно обнаруживалась в
несправедливых побоях, которыми он меня наделял. С другой стороны, точность, с которой он наблюдал за
каждой минутой работы, превышала всякое описание. Он бил меня тем несправедливее, что, если бы у него был
действительно талант к обучению, как он полагал, то я, как и всякий другой ребенок, понял бы легко каждое
толковое объяснение. Но так как он выражался с трудом, то часто и сам не понимал того, что силился объяснить;
вращаясь в кругу тесных и простых понятий, он не отдавал себе ясного отчета и даже не понимал, что говорил,
почему совершенно напрасно вдавался в рассуждения. Действительно, его ум был до того ограничен, что если он
что дурно понял, учась в позднем возрасте, как я выше сказал, то ни за что не решался отказаться от своих
прежних понятий, и если ему случалось высказать какую-нибудь глупость, то, считая себя непогрешимым, он
поддерживал ее и в случае надобности защищал кулаками; но я думаю, он мог бы легко не впадать в такую
ошибку.... (пропуск в манускрипте) ибо, как выразился один ученый, для ума, не довольно еще укрепленного
наукой, нет большей славы, как говорить только о том, что знаешь, и молчать о том, чего не знаешь.
Обращаясь со мной столь жестоко только потому, что я не знал того, что было ему самому неизвестно, он
должен был бы понять, как несправедливо требовать от слабого ума ребенка того, что не было в него вложено. Как
умный человек с трудом может понять, а иногда и совсем не понимает слов дурака, так и те, которые, не зная
науки, утверждают, что они знают ее и хотят еще учить других, запутывают свою речь по мере того, как они
стараются сделать себя более понятными. Нет ничего труднее, как рассуждать о том, чего не знаешь: темно и для
себя, и для того, кто слушает, так что оба столбенеют. Все это, Господи, я говорю не для того, чтобы запятнать имя
друга столь дорогого для меня, но чтобы каждый, читая наш труд, понял, что мы не должны выдавать другим за
верное то, что существует в нашем воображении, и не должны покрывать сомнительного мраком своих догадок.
VI. Хотя мой учитель держал меня очень строго, но во всех других отношениях он показывал всеми
средствами, что любит меня, как самого себя. Он занимался мной с такой заботливостью, так внимательно следил
за моей безопасностью, что ничто враждебное не достигало меня, с таким вни
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|