На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.) стр. 73

довило покрыть издержки, продавалось весьма дешево. В прежнее время темницы и пытки не могли бы вырвать силой того, что теперь отдавалось за безделицу. Но вот еще одно обстоятельство не менее забавное: многие из тех, которые не имели ни малейшего намерения отправиться, шутили и смеялись над теми, которые продавали свои вещи так дешево, и утверждали, что им предстоит жалкий путь и что еще более жалкими они вернутся домой; а на другой день эти же самые люди, одержимые внезапно тем же желанием отдавали все свое имущество за ничтожные деньги и шли вместе с теми, над кем только что смеялись. Что сказать о детях и старухах, приготовлявшихся идти на войну? Кто исчислит дев и старцев, подавленных тяжестью лет? Все воспевают войну, если не все принимают в ней участие; все ждут мученичества, на которое они идут, чтобы пасть под ударами мечей; и говорят: «Вы, юноши, вступайте в бой, а нам да будет позволено заслужить перед Христом своими страданиями». И так как они были вдохновлены пламенным желанием приобрести Бога, хотя и не имели в себе света науки, то Бог, увенчивающий часто счастливым успехом самые безрассудные предприятия, дал спасение и этим простодушным людям в награду за их добрые намерения. При этом случае можно было увидеть самые забавные приключения, вызывавшие смех: бедные, подковав быков, как то делают с лошадьми, запрягали их в двуколые телеги, на которых помещались их небольшие пожитки вместе с малолетними детьми, и тащили все это за собой; когда эти дети видели перед собой замок или город, то поспешно спрашивали, не Иерусалим ли это, к которому они идут. В небольшой седьмой главе автор делает отступление, чтобы сказать несколько общих слов о печальном внутреннем состоянии Франции. VIII. Пока князья, нуждавшиеся в службе людей, составлявших их свиту, продолжительно и мешкотно собирались в дорогу, чернь, бедная средствами, но богатая числом, собралась около одного человека, называвшегося Петром Пустынником, и изъявила ему повиновение, как своему вождю, по крайней мере на то время, пока все это происходило в нашей стране. Я разузнал о нем, что он был, если не ошибаюсь, из города Амьеня (Ambianensis) и вел сначала жизнь пустынника под одеждой монаха, не знаю, в какой именно части Верхней Галлии (ныне Северная Франция). Выйдя оттуда, не знаю, с каким намерением, он, как мы видели, ходил по городам и селам и повсюду проповедовал. Народ окружал его толпами, приносил ему дары и прославлял его святость с таким усердием, что я не помню, чтобы когда-нибудь и кому были оказаны такие почести. Петр обнаружил большое великодушие при раздаче имущества, которым наделяли его. Он возвращал мужьям их жен, потерявших честь, присоединяя к этому дары, и вос-становлял мир и согласие между людьми, поссорившимися с властью. Все, что он ни делал, ни говорил, обнаруживало в нем божественную благодать; так что многие выдергивали шерсть из его мула, чтобы хранить то как святые останки: я рассказываю это не потому, что считаю истиной, но больше для простых людей, которые любят все новенькое (quod nos non ad veritatem, sed vulgo referimus amanti novitatem). Он носил на голом теле шерстяную тунику, на голове капюшон (cucullus) и сверх всего грубую мантию до пят; руки и ноги оставались голыми; хлеба он не ел или почти не ел, а питался вином и рыбой. Этот-то человек, собрав многочисленную армию, увлеченную отчасти общим потоком, а отчасти его проповедями, решился направить свой путь через землю венгров. В последующих главах до конца второй книги автор рассказывает о печальном исходе похода первых крестоносцев и говорит о приготовлениях князей, принявших участие в Первом крестовом походе. Книга третья и последующие до шестой включительно излагают историю похода до появления крестоносцев под стенами Иерусалима, в седьмой и последней книге автор описывает взятие Иерусалима, правление Готфрида и начало царствования его брата Балдуина I; в заключение этой книги он присоединяет отрывочные дополнения к прежнему изложению, по мере того как являлись к нему новые пилигримы с новыми рассказами, которых он не успел включить в текст. Gesta Dei per Francos. Lib. VII. Ed. Bongars. 1611. Кн. I и II.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes