|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 69
ставили меня отложить намерение. Но так как, наконец, по соизволению Бога не знаю, с одобрения ли его я
нашел возможность взяться за труд, то я приступил к своему благочестивому предприятию, и, может быть, буду
осмеян всеми; но я презираю шумный смех и насмешки иных, лишь бы мне, среди этих криков, удалось
осуществить обет, давно носимый мной в сердце. Если найдется какой охотник до смеха, то пусть он, однако, не
осуждает меня, трудившегося по мере сил и с добрым намерением, пусть не осуждает поспешно моего языка, а
если уже он решительно недоволен им, то пусть, отложив в сторону пустой спор на словах, поправит то, что у
меня сделано худо и даст нам образчик хорошего письма. Если кто-нибудь меня обвинит в том, что я иногда
темно выражаюсь, то пусть он подумает, не свидетельствует ли он тем о ничтожестве своей способности
понимать; ибо я имею уверенность, что во всем моем сочинении нет ничего такого, что подало бы повод человеку,
сколько-нибудь сведущему в литературе, сделать мне подобный упрек. Имея в виду своей историей послужить
образцом другим не знаю, быть может, скажут: порчей, я полагал необходимым сначала изложить причины и
обстоятельства, вынудившие к такому походу, как я слышал о том, и затем я приступил к самому рассказу
событий. Частое разногласие, которое заметят между мной и автором, писавшим до меня, которому я следовал,
произошло оттого, что я черпал свои сведения из рассказов людей, участвовавших в походе. Сравнивая рассказ
той книги со словами очевидцев, я убедился в их противоречии; если я что прибавил, то единственно что слышал
от очевидцев или в чем убедился сам. Если окажется, что мне рассказывали иначе, чем то было в
действительности, то тщетно коварный критик станет обвинять меня во лжи, ибо я могу призвать Бога в
свидетели, что я не сказал ничего с намерением обмануть. Удивительно ли, что мы впадаем в обман, рассказывая
события по показаниям других, если мы не в состоянии, не говорю, выразить словами, но спокойно отдать отчет
самим себе в собственных мыслях и поступках? Что же после того сказать о намерениях, которые так сокровенны,
что человек, наиболее одаренный проницательностью, с трудом распознает их в самом себе? Итак, пусть не
обвиняют меня строго, если я ошибался по незнанию; величайшую хулу заслуживает только тот, кто намеренно
сплетает ложь или с целью обмануть, или по испорченности своих нравов.
Затем автор длинно объясняет принятую им, хотя тривиальную, географическую номенклатуру, но более доступную для публики того
времени, нежели ученая номенклатура древних географов; так, он объявляет, что вместо Кавказ у него употреблено Корозан, турки вместо
парфяне. В заключение пролога автор указывает на другие недостатки своего труда и заканчивает так:
Я долго колебался относительно имени епископа города Пюи (то есть Адемара, наместника Папы в первом
Крестовом походе); только в конце своей работы я наконец разузнал то, а в экземпляре книги, которую я имел у
себя, этого имени не было. Да будет мой читатель снисходителен к недостаткам моего слога, так как я
положительно имел время только продиктовать, а потому не мог пересмотреть своих табличек (ceris) и, как что
было, с помарками, заносил на пергамент (membranis). Я дал заглавие своему сочинению такое, которое не имеет
притязаний, но послужит во славу народа: «Dei gesta per Francos» (Дела Бога через франков.)
Начинается книга первая
I. Есть некоторые между смертными, которые, хотя не всегда, но иногда имеют дурную привычку
превозносить прошедшие века и осуждать все деяния людей новейшего времени (modernorum facta). Без
сомнения, у древних можно прославлять их благоденствие, основанное на умеренности, и деятельность,
направляемую мудростью; но ни один рассудительный человек не подумает каким-нибудь образом поставить
доблести нашего времени ниже того счастья исключительно мирского. Если, с одной стороны, безупречная
доблесть отличала древних, то, с другой стороны, она не иссякла и в нас, живущих в конце веков. Справедливо
про
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|