|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 62
principio) и при помощи которого я желал бы дойти до конца, не имеющего конца (ad ipsum finem sine fine); но, в
то же время, я намерен вечно петь вместе со своими властями хвалу Богу, этой альфе и омеге всего существующего.
Первая и вторая книги составляют сжатое и отрывочное сокращение «Церковной истории», начиная от Р. Х. и до 1140 г.
С третьей и до восьмой книги изложена история Нормандии в ее связи с историей Франции и Англии, от 678 г. и до начала Крестовых
походов в 1096 г.
ДЕВЯТАЯ КНИГА
Пролог
Предвечный создатель правит мудро и спасительно круговращением времен и событий; он не располагает и
не видоизменяет человеческих деяний по мыслям безумных, но с благостью блюдет их, мощной рукой
содействует всему и гармонически распределяет все. Мы видим ясные примеры тому и зимой, и летом, и в стужу,
и в жару, и при рождении всякой вещи, и в бесконечном разнообразии дел Божеских. Отсюда проистекает то
разнообразие истории в событиях всякого рода, происходящих ежедневно в мире и доставляющих
красноречивым историкам широкое поле для рассуждений. Я глубоко обсудил в самом себе все подобные
события и теперь намерен изложить на письме плод своих размышлений. Действительно, в наше время
совершаются неожиданные перевороты, и деятельности писателей открывается готовое поприще для
изумительных рассказов. Разве не ясно, что Иерусалимский поход был предпринят по внушению свыше;
огромное число народов Запада чудесным образом соединяется в одно тело и, образуя из себя единое воинство,
идет в восточные страны, чтобы сражаться с язычниками. Св. Сион, освобожденный своими сынами, вышедшими
из стран отдаленных, вырван из рук побежденных сарацин, которые топтали ногами святой город и преступно
оскверняли святыню Божью. Нечестивые сарацины попущением Господа переступили некогда пределы земель
христианских, вторглись в святые места, предали смерти верующих и замарали своей нечистотой храм и другие
священные предметы: но по прошествии долгого времени они нашли себе достойное наказание от меча
заальпийских народов. Я не думаю, чтобы когда-нибудь философам представлялся при описании войн предмет
более славный того, который доставлен теперь Господом нашим поэтам и писателям по случаю его торжества
над восточными язычниками и притом рукой небольшего числа христиан, увлеченных с места их жительства
сладостным желанием странствия. Бог Авраама повторит перед нами свои древние чудеса; он очаровал
верующих обитателей Запада одной страстью посещения гроба Мессии; открыл им свои намерения устами Папы
Урбана (II), без всякого содействия со стороны королей и принуждения мирской власти; извел их от всех концов
земли и островов морей, как некогда извел евреев из Египта рукой Моисея; провел до Палестины через земли
чуждых племен; победил королей и князей, стоявших во главе многочисленных народов, и смирил их, подчинив
христианам города и неприступные крепости.
Фулькерий Шартрский1, капеллан Готфрида, герцога Лотарингского, разделявший труды и опасности этого
достопамятного похода, издал в свет верное и обстоятельное описание преславного предприятия армии и
Христа. Бальдерик2, епископ Польский, написал изящным слогом четыре книги, в которых он рассказывает с таким
же правдолюбием, как и красноречием, все подробности дела, начиная с первых дней похода до первого
сражения после взятия Иерусалима. Многие и другие писатели, как латинские, так и греческие, говорили об
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|