|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 53
ков и соотечественников, снискав пальму мученичества, по словам одной древней легенды. Несколько верующих,
тронутых ее благочестием, воздвигли в ее память капеллу на острове Зеландии, близ фонтана, который и до сих
пор называется фонтаном св. Елены. Северные христиане долгое время ходили на богомолье в те места и
посещали грот, в котором жила Елена перед отправлением в Иерусалим.
Между знатными пилигримами того века считают также Роберта, герцога Нормандии, отца Вильгельма
Завоевателя. История обвиняет его в отравлении своего брата Ричарда. Угрызения совести привели его в
Палестину; он прибыл туда сопровождаемый большим числом рыцарей и баронов, с котомкой и посохом в руке,
босоногий и покрытый саваном покаяния. Роберт, как он выражался сам, ставил бедствия, испытываемые им за
Иисуса Христа, выше лучшего города в своем герцогстве. Прибыв в Константинополь, он презрел роскошь и
подарки императора и явился ко двору простым пилигримом. Заболев в Малой Азии, он отказался от услуг
христиан своей свиты и дал сарацинам нести себя на носилках. Нормандский пилигрим, встретив его, спрашивал,
не имеет ли он поручить ему приказаний для его подданных. «Иди сказать моему народу, отвечал он, — что ты
видел, как дьяволы несли христианского князя в рай». Прибыв к вратам Иерусалима, он нашел там толпу
пилигримов, которые не имели чем заплатить за вход пошлину неверным. Роберт внес за каждого из них по
золотой монете и вступил вместе с ними посреди восклицаний христиан. Во время своего пребывания он
отличался благочестием и в особенности щедростью, которая распространялась даже на неверных. На обратном
пути в Европу он умер в Никее, в Вифинии, занятый мыслью единственно о мощах, которые он вынес из
Палестины, и сожалея о том, что не кончил своих дней в святом городе.
Величайшим счастьем для пилигрима, о котором он молил небо, как о награде за труды и утомление, было
умереть, как и Иисус Христос, в св. городе. Когда богомольцы являлись ко Гробу Господню, они обыкновенно
говорили следующую молитву: «Ты, умерший за нас и погребенный в этом святом месте, сжалься над нами и
возьми нас ныне от этой юдоли слез». История рассказывает об одном христианине, родившемся около г. Отён
(Autune), который, придя в Иерусалим, искал смерти в чрезмерных постах и умерщвлениях плоти. Однажды он
оставался долгое время на Масличной горе с глазами, обращенными к небу, и поднятыми руками; ему казалось,
что Бог призывает его к себе. Возвратившись в странноприимный дом, он воскликнул троекратно: «Слава тебе,
Господи», и внезапно умер на глазах своих спутников, которые остались пораженными чудом его смерти.
Стремление достигнуть святости путешествием в Иерусалим сделалось наконец до того всеобщим, что толпы
пилигримов ужасали своим числом те страны, по которым они проходили; хотя они еще не искали битв, но им
уже давали название войска Господня (exercitus Domini), и многие памятники свидетельствуют о том, что
христиане весьма часто во время своих странствований в Иерусалим носили на себе изображение креста, как
впоследствии то делалось во время войн, предпринятых для освобождения Гроба Господня. В 1054 г. Лиутберт,
епископ Камбре, отправился в Св. землю, сопровождаемый более чем 3 тысячами пилигримов. Когда он
пустился в дорогу, народ и духовенство сопровождали
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|