На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.) стр. 48

вовала деятельному и беспокойному характеру западных народов; впрочем, пилигримство было допускаемо и поощрялось всеми религиями древними и новыми, так оно близко к самым естественным чувствованием человека. Если вид местности, в которой жил герой или мудрец, несмотря на то, что их жизнь не связана ни с каким из наших верований, вызывает в нас благородные трогающие воспоминания; если дух философа волнуется при взгляде на языческие развалины Пальмиры, Вавилона или Афин, то как глубоко должны были чувствовать христиане, видя места, освященные присутствием их Божества и представлявшиеся их глазам и воображению, как колыбель живой веры, которая их воодушевляла? Западные христиане, почти все бедствовавшие на родине и забывавшие свое горе во время странствований, были заняты мыслью об отыскании на земле следов спасительного Божества или какой-нибудь святой личности. Не было страны, которая не имела бы мученика или апостола для обращения к ним с мольбой о помощи; не было города или местечка, где не сохранялось бы воспоминание о суде, и не было бы капеллы открытой для богомольцев. Самые тяжкие грешники или более ревностные из верных подвергали себя и большим опасностям, предпринимая более отдаленные странствования. Иногда они направляли благочестивый путь в Апулию и Калабрию, посещая Гаргано, знаменитый чудом св. Михаила, или Кассино, прославленный чудесами св. Бенедикта; иногда они переходили Пиренеи и в стране, принадлежавшей сарацинам, ходили молиться над мощами св. Иакова, в Галисию. Одни, как король Французский Роберт, отправлялись в Рим, чтобы распростерться над могилой Петра и Павла; другие шли в Египет, где Иисус Христос провел свое детство, и странствовали по пустыням Мемфиса, где были ученики Павла и Антония. Но наибольшее число богомольцев шло в Палестину; они входили в Иерусалим Ефраимс-кими воротами, где вносилась подать сарацинам. Изготовившись постом и молитвой, они вступали в церковь Гроба Господня, покрытые саваном, который сохранялся ими всю жизнь и в котором их погребали после смерти. Со священным благоговением посещали они гору Сион, Масличную гору, долину Иосафата; из Иерусалима богомольцы ходили в Вифлеем, где родился Спаситель мира, на гору Фавор, где он преобразился, и по всем тем местам, которые были свидетелями его чудес. После того они отправлялись омыться в реке Иордан и собирали на земле Иерихона пальмы, с которыми возвращались на Запад. Таков был дух благочестия в X и XI ее., и большая часть христиан обвинили бы себя в неуважении к религии, если бы не было ими предпринято то или другое странствование. Кто избегал опасности и одерживал победу над врагом, тот брал посох пилигрима и шел к святым местам; кто спас молитвами жизнь отца или сына, шел благодарить небо далеко от родины в страны, освященные религиозными преданиями. Часто отец предназначал своего сына еще в колыбели к богомолью, и первой обязанностью сына, когда он приходил в возраст, было исполнить обет родителей. Нередко сновидение или явление во время сна налагало на христианина обязанность предпринимать странствование. Таким образом, мысль о богомолии проистекала из религиозного чувства, но примешивалась ко всем доблестям и слабостям человеческого сердца, ко всем печалям и радостям земной жизни. Пилигримов принимали везде, и вместо платы просили у них только молитв, бывших часто единственным сокровищем, которым они запасались в дорогу. Один из таких, желая сесть в Александрии на корабль, отходивший в Палестину, явился с посохом и котомкой и вместо перевозной платы предлагал Евангелие. Пилигримы не имели на своем пути другой защиты от нападения злых людей, кроме креста, и путеводителями считали ангелов, «которым Бог предписал охранять детей» и «наставлять их на всех их путях». Преследования, испытанные на дороге, только увеличивали славу пилигрима и внушали верным особое к ним уважение. Фанатизм побуждал их даже вызывать


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes