|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 47
Между тем христиан Палестины ожидали и другие бедствия: все религиозные процессии были запрещены;
большая часть церквей обратилась в конюшни; храм Гроба Господня был разрушен до основания. Христиане,
изгнанные из Иерусалима, рассеялись по всему Востоку. Древние историки рассказывают, что вселенная
покрылась печалью о святом городе и была объята ужасом. В тех странах, где не знали зимы, сделались страшные
холода; по Босфору и Нилу шел лед; в Сирии и Малой Азии повторялись землетрясения в течение двух месяцев и
разрушили много больших городов. Когда известие о разорении святых мест дошло до Запада, глаза христиан
увлажнялись слезами. В хронике монаха Глабера (см. о нем выше) мы читаем, что в Европе обнаруживались
признаки, предвещавшие великое бедствие: в Бургундии выпал каменный дождь, на небе показывались кометы и
грозные метеоры. Все христианские народы волновались; однако никто не поднял оружия против неверных, и
месть христиан обрушилась на евреев, которых Европа обвиняла в возбуждении ярости мусульман (см. выше).
Бедствия святого города делали его еще более уважаемым в глазах верных; преследования удваивали
благочестивый фанатизм тех, которые шли в Азию взглянуть на город, покрытый развалинами, и один вид
пустого Гроба доставлял им наслаждение. В Иерусалиме, облеченном в траур, думалось им, Бог ниспосылает
особенную благодать, и только там ему угодно сообщать свою волю. Шарлатаны часто спекулировали такими
убеждениями христианских народов и вводили в заблуждение суеверную толпу. Для подтверждения своих слов
им было достаточно показать письма, падавшие, по их словам, в Иерусалиме с неба. В ту эпоху предсказания о
светопреставлении и близком сошествии Иисуса Христа в Палестине увеличивали уважение народов к святым
местам. Западные христиане толпами стекались в Иерусалим с намерением или умереть там, или ждать
прибытия верховного Судьи. Монах Глабер показывает, что приток пилигримов превзошел все, что можно было
ожидать от благочестия того отдаленного времени. Сначала там появлялись бедные и простые люди, потом
графы, бароны и князья, не ставившие ни во что земное величие.
Но Провидение, наконец, как бы сжалилось над бедствиями христиан: злой калиф Гаком, говорит Вильгельм
Тирский, переселился из этого мира; Дагер, наследовавший ему, смягчил жестокие распоряжения своего отца и
дозволил верным возобновить церковь Гроба Господня. Иерусалимские христиане, не имея средств на такую
постройку, обратились к щедрости византийского императора, и он доставил им из собственных денег
необходимую сумму. Таким образом, 37 лет спустя по разрушении храма Воскресения, он был внезапно
воздвигнут, «как некогда сам Спаситель, торжествуя над смертью, вышел со славой из мрака могилы».
В XI в. латинская церковь заменила пи-лигримством церковное покаяние!; согрешившие осуждались оставить
отечество и должны были скитаться, подобно Каину. Такая форма покаяния вполне соответст
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|