|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 38
к ближнему погасла у большей части людей; на земле не было веры; все перевернулось в общем беспорядке, и
можно было думать, что мир возвращается к древнему хаосу. Самые могущественные государи, обязанные
управлять подданными путями мира, забывали обязательства мира и враждовали по ничтожному поводу,
предавая пламени целые страны, производя грабежи и жертвуя имуществом бедных жадности своих клевретов.
Среди стольких опасностей никто не был уверен в своем имуществе; едва лишь кого-нибудь подозревали в том,
что он чем-нибудь владеет, и это было уже достаточным поводом, чтобы его влечь в темницу, заковывать в железо
и предавать самым постыдным истязаниям. Церковные и монастырские имущества были не лучше обеспечены:
привилегии, дарованные благочестивыми государями, не давали никаких преимуществ владениям святых; они не
могли ссылаться ни на прежние льготы, ни на свое прошлое достоинство. Взламывали ризницы и уносили оттуда
предметы, посвященные на служение небу; святотатственная рука не отличала светского от святого, и, в этом
хаосе, чаши Господни, одежды священников и налои алтарей все делалось предметом добычи. Те, которые
убегали вовнутрь храмов Божиих, в неприступную святыню, под колоннаду базилик, насильно вытаскивались и
влеклись на смерть и истязания; общественные дороги были заняты вооруженными разбойниками, которые
делали засаду путешественникам и не щадили ни пилигримов, ни духовных. Ни в городах, ни в укрепленных
местах не было убежища от насилия; улицы и площади, оскверненные убийцами, сделались опасными для
честных людей; чем лучше был человек, тем более он подвергался козням. Повсюду, не краснея и безнаказанно,
производились всякого рода бесчинства, как что-нибудь позволительное. Узы брака не были священны даже для
самих родственников и ближних. Целомудрие, ценимое Богом и небожителями, удалилось, как нечто никуда не
годное. Бережливость и трезвость не могли устоять рядом с роскошью, пьянством и ненасытной жаждой игры,
распространенной не только на всех перекрестках, но и во внутренности домов. Духовенство не отличалось от
светского общества правильной жизнью, и жило, по словам пророка (Осия, IV, 9): «Каков народ, таков и
священник». Епископы сделались небрежны, как ленивые псы, которые не в силах лаять, лицеприятны, с головой
умащенной елеем грешника, продавая, как наемники, своих овец кровожадным волкам и не помня слов
Спасителя, который сказал: «Даром получили, даром и давайте» (Матф., X, 8). Не уклонялись от еретической
симонии и были запятнаны всякой грязью. Что к этому прибавить? Скажу коротко: «Все стояло над бездной
порока» и «Всякая плоть сокрушала жизнь свою» (Моис., VI, 11). Небесные и земные знамения раздраженного
божества не могли остановить людей, устремленных ко злу. Повсюду царствовала чума и голод; небо грозило,
потрясалась земля, и многое другое совершилось, что Господь исчислил в своем Евангелии (Матф., XXIV, 7). Но
люди упорствовали в своих мертвых делах, как свинья в грязи (II, Петр, II, 22), гнили, как животное, лежа на своем
собственном помете, и злоупотребляли Божеским долготерпением, подобно тем, о ком сказано в Писании
(Иерем., V, 3): «Поразил их, и не болели они; исправлял их, и не исправились».
IX. Но гнев Господа, вызванный всем этим, не ограничился только тем, что одни верные, населявшие
Обетованную землю, осуждены были переносить иго печального рабства и преследование свыше сил
человеческих; он пошел далее и поднял могущественного врага, бич народов, молот, повисший над вселенной,
даже и против тех, которые, по-видимому, наслаждались свободой и о которых можно было сказать, что они во
всем успевают по своему желанию. В то время, когда Роман, прозванный Диогеном, царствовал над греками (от
1068 до 1071 г.) и в полном благополучии управлял Константинопольской империей, могущественный сатрап
персов и ассириян (то есть багдадских калифов) по имени Бельфет (так автор называет известного Альп Арс-лана,
иконийского султана турок, правившего от 1063 г. до 1072 г.) вышел из самых отдаленных пределов Востока, ведя
за со
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|