|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 27
из одного места в другое, скрываясь в отдаленных убежищах; но вскоре, лет пять спустя после разрушения храма,
они начали снова появляться небольшими группами в городах; необходимо, чтобы несколько их всегда
оставалось на земле; пусть они служат живым доказательством того срама и преступления, с которым они
пролили божественную кровь Христа; вот почему Божеское правосудие приостановило на время раздражение
христиан против них. Как бы то ни было, по Божественной благости, мать вавилонского князя, Мария, бывшая
ревностной христианкой, приказала в тот же год выстроить из ровных и обтесанных камней храм, разрушенный
ее сыном. Говорят, что ее муж, отец вавилонского князя, как второй Никодим, втайне исповедовал христианскую
веру. С того времени можно было видеть, как бесчисленные толпы верующих торжественно стекались со всех
сторон в Иерусалим и охотно делали пожертвования для восстановления храма Божия.
После нового отступления в главе VIII об ереси, появившейся в Орлеане в 1017 г. (см. эту главу в т. 2), автор в IX, последней, главе
возвращается к главному предмету и говорит о семейных несогласиях при дворе Роберта, распущенности нравов и внутренних
междоусобиях.
Четвертая книга содержит в I главе рассказ о переговорах пап с византийским двором о супрематии; далее говорится о новой
ереси в Италии (II), о появившемся обманщике, который продавал простые кости вместо мощей (III); о страшном голоде 1033 г. (IV, эта
глава в т. 2); о заботах церкви вследствие того прекратить насилия учреждением Божьего мира, и о новом падении нравов в середине XI
столетия, которое повлекло за собой внутренние беспорядки и увеличение числа пилигримов (V).
VI. В то же самое время шли бесчисленные толпы со всех концов мира для посещения св. Гроба Спасителя в
Иерусалиме. Никогда не поверили бы прежде, что это место произведет такое изумительное стечение народа.
Сначала отправлялся туда простой народ, потом зажиточные люди; далее могущественные короли, графы,
маркизы, прелаты; наконец, чего прежде не бывало, странствование предпринимали многие женщины, богато и
бедные; встречались и такие люди, которые желали лучше умереть там, нежели возвратиться на родину.
Бургундец по имени Лиутбальд, из земли Оттона, совершил пилигримство в сопровождении большего числа
людей. Когда он узрел святое место, достигнув высоты Масличной горы, откуда Господь поднялся на небо в виду
многочисленных и достоверных свидетелей, обещая прийти судить живых и мертвых, он пал на землю ниц и
распростер руки в форме креста. Проливая потоки слез, Лиутбальд чувствовал, что его душа наполняется
невыразимым восторгом, приближающим его к Богу. Некоторое время спустя, став на ноги, он протянул руки к
небу, стараясь удержаться на месте, и выразил в следующих словах желание своего сердца: «Господи Иисусе,
говорил он, — ты удостоил нас снизойти с высоты своего величия на землю для спасения людей; ты с этих мест,
представляющихся моему взору, оставил мир в виде человека, чтобы возвратиться на небеса, откуда пришел;
молю тебя именем твоей могущественной благодати, дозволь мне не удаляться отсюда, если моя душа должна в
этом же году разлучиться с телом; я желаю умереть в виду тех мест, которые были свидетелями твоего
вознесения: как мое тело следовало по твоим стопам, идя на посещение твоей гробницы, так может быть и душа
будет иметь счастье беспрепятственно последовать за тобой в рай». После этой молитвы он возвратился вместе со
спутниками к своему хозяину. Пошли обедать. Все сели за стол; но он с удовольствием лег на постель для отдыха,
ибо, казалось, им овладевал сон. Действительно, он вскоре и заснул. Неизвестно, что ему представилось, но он
внезапно закричал: «Слава тебе, Господи, слава тебе!» Спутники, услышав то, хотели разбудить его, чтобы поесть
вместе с ним; но он отказался, повернулся на другую сторону и начал жаловаться на недуг. Так он оставался
лежать до вечера. Тогда он подозвал к себе спутников, приобщился в их присутствии животворящих Тайн, кротко
простился со всеми и отдал свою душу Богу. Без сомнения, такой человек предпринял свое путешествие в
Иерусалим не из тщеславия, как многие другие, которые идут, чтобы по возвраще
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|