|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 25
попытаться рассказать эти события, ограничиваясь одним беглым очерком прошедших времен; хотя семьдесят
толковников не совершенно согласны с историческими книгами евреев относительно счисления времени от
сотворения мира, но можно полагать с полной уверенностью, что 1002 г. от воплощения Слова совпадает с
первым годом правления Генриха II (императора), короля саксов, и 1000 г. н. э. соответствует 13-му году
правления Роберта (сына Гуго Капета), короля французов. Эти два государя считались в свое время самыми
благочестивыми и самыми могущественными на материке. Первый же из них, Генрих, получил даже Римскую
империю; вот почему я избираю эпоху их правления как самую определенную, чтобы руководствоваться ею при
означении времени. Впрочем, так как мне предстоит охватить в этом сочинении события всех четырех стран света
(на языке того времени так обозначали всю Римскую империю в древних ее пределах), то я считаю своей
обязанностью, особенно обращаясь к лицам духовным, предпослать своему труду, предпринимаемому во имя
Господне, некоторые подробности относительно таинственного учения о божественной четверице (divina
quaternitas), ее отношениях и гармонии.
Книга первая начинается потому объяснением четверины, то есть мистического значения числа 4, которое, по замечанию автора,
играет повсюду важную роль: так, существуют только 4 Евангелия, 4 стихии, 4 реки в раю и т. д.; наконец, 4 эпохи в истории
человечества: от Сотворения мира до Потопа царство разума; от Потопа до Моисея царство кротости; от Моисея до Иисуса Христа
царство силы; и от Иисуса Христа до времени автора царство правды. Затем следует краткий очерк последних событий истории
Германии и Италии, после чего автор заключает свою первую книгу следующим характерным рассуждением о будущих судьбах мира,
которые в ту эпоху занимали умы всех людей:
«Господь посвятил шесть дней на создание мира и в седьмой день опочил по совершении своего подвига; точно так же в течение
шести веков Он творил чудеса для назидания ими человеческого рода; действительно, во все предыдущие века постоянно встречаются
чудесные знамения, совершенные предвечным Провидением, до самого времени, когда Божество воплотилось в человечестве, то есть до
шестого тысячелетия, к
Крестоносцы в море. На одном из кораблей -флаг с навершием в форме креста. Миниатюра из рукописи конца XIII или начала XIV в.
«De Passagiis in Terram Sanctam». Венеция
которому принадлежит и наше время; полагают теперь, что в седьмом тысячелетии труды мира должны покончиться для того, чтобы
мир также опочил от дел своих и нашел свой конец в том, кто дал ему существование».
Книга вторая посвящена изложению событий истории Франции от Гуго Капета до 1000 г.
Третья книга
I. Около этого времени (то есть около 1000 г.) венгры, жившие на берегу Дуная, вместе со своим королем
приняли христианскую веру. Этот государь при своем крещении получил имя Стефана и сделался весьма
добрым католиком. Он женился на сестре императора Генриха (II). С этого времени все итальянские и галльские
пилигримы, намеревавшиеся посетить храм Господень в Иерусалиме, перестали ездить по морю, как прежде, и
предпочитали проходить по владениям этого короля. Благодаря заботам Стефана, дорога сделалась совершенно
безопасна. Он принимал всех, как братьев, и щедро оделял их. Это обстоятельство побудило бесчисленное
множество знатных и простых людей предпринять странствование в Иерусалим.
Конец этой главы посвящен войне Византии с Южной Италией; в главе II автор продолжает историю Франции в начале XI в. при
Роберте; но с главы III начинаются снова отступления по поводу кометы, восстановления церквей по всему миру (IV), построения
монастырей (V), открытия мощей (VI) и, наконец, в главе III
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|