|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 17
Собственно говоря, только XII и XIII столетия были временем прогрессивного движения средневековой
образованности и представляли окончательное ее развитие; в XIV и XV ее. она начинает колебаться и
вырождаться, уступая место другим понятиям о жизни.
Эпоха Крестовых походов, охватывая собой XII и XIII столетия, была самым блестящим временем полного и
всестороннего развития средневековой образованности. Борьба пап с императорами, раздоры феодальных
сюзеренов с баронами и баронов между собой, опустошение Англии норманнами все это довело западное
общество до того крайнего положения, в котором человек видит себя, лишенным всякой гарантии для своего
имущества и даже для самой жизни. Ничего не оставалось, как посреди такого хаоса создать новую власть,
которая не была бы заинтересована чьей-нибудь личной выгодой, поставить себе новую цель, которая вытекала
бы не из сословных выгод, но из побуждений более общечеловеческих, образовать какую-нибудь новую силу,
которая не служила бы эгоистическим видам отдельных лиц или званий. Такой новой властью сделался Божий
мир; новой целью освобождение
Гроба Господня; новой силой так называемое войско Господне, или армия пилигримов, принявших крест. При
таком общественном настроении Крестовые походы, которые по своей идее вовсе не были чем-нибудь новым,
приобрели политическое значение и вместе сделались средством к довершению переворота в средневековом
обществе.
Западная Европа в течение двух веков высылала на Восток целые армии одну за другой; пилигримы
возвращались назад, принося с собой новые познания и вместе закалившись в трудной боевой и походной жизни,
как впоследствии из Америки возвращались в Старый Свет те же самые люди, но с другими идеями и
требованиями от общественной жизни.
Потому эпоха Крестовых походов представляет два главных явления: 1) сам факт Крестовых походов и 2) то
развитие, которое произошло в Западной Европе в крестоносную эпоху, а именно успехи политической жизни,
общественной, интеллектуальной и промышленной: народная монархия, городские общины, ганзы,
университеты, схоластика, искусства, литература все это получило свое происхождение именно в XII и XIII
столетиях.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СОБЫТИЙ
Время Крестовых походов, в собственном смысле этого слова, заключает в себе XII и XIII столетия, точнее 1096-
1291 гг.
К концу XI столетия положение исторического Востока было следующее: Восточная империя, или
Византийская, утратила к тому времени почти все свои владения в Африке и Азии, вдоль берегов Средиземного
моря. Переворот, произведенный Магометом в степях Аравии (622 г.), где он успел собрать рассеянные силы
номадов в одно целое, и, с другой стороны, постепенное разложение и деморализация византийского общества и
правительства, позволили, ничтожной вначале, горстке людей создать новый мусульманский мир, охвативший
собой громадное пространство от берегов Инда до Эбро в Испании, и притом менее, чем в каких-нибудь 100 лет
(622-711 гг.). Но к концу XI в. сам мусульманский калифат не только распался на три части: Кордовский в
Испании, Египетский, или Фатимидов, в Африке и Багдадский в Азии, но, кроме того, сама власть багдадского
калифа ограничивалась почти одним городом Багдадом; управление же провинциями предоставлялось вождям
наемных войск, набираемых по большей части в Туркестане. Перед началом Крестовых походов предводители
турок-сельджуков управляли всей
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|