На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.) стр. 15

даем себе вопрос об особенном характере его деятельности. В чем заключалась тайна его влияния и славы? В великих ли дарованиях? Нет. Многие из современников не только не уступали, но превосходили его дарованиями. В великих ли успехах и счастьи? Нет. Дважды, при Мансуре и под Тунисом, похоронил французский король цвет своего рыцарства. В новых ли идеях, которых он был представителем? Но он не внес никаких новых идей в государственную жизнь Франции, а напротив, употребил все свои силы на поддержание и укрепление существовавших до него учреждений. Значение его было другого рода. Позвольте мне рассказать вам одно, исполненное дивной красоты, средневековое сказание. Это сказание о святой чаше (Graal). У Иосифа Ари- мафейского была драгоценная, выдолбленная им из цельного камня чаша: из нее, говорит сказание, вкушал Спаситель последнюю земную пищу свою за тайной вечерей; в нее же пролилась божественная кровь с креста. Около этой таинственной чаши совершается непрерывающееся чудо. Человек, смотрящий на нее, не стареет, не знает земных немощей и не умирает, хотя бы сладостное созерцание продолжалось двести лет, говорит легенда. Но доступ к чаше труден: он возможен только высочайшему целомудрию, благочестию, смирению и мужеству, одним словом, высшим доблестям, из которых сложился нравственный идеал Средних веков. Таковы должны быть блюстители Грааля. Молитва и война составляют их призвание и подвиг в жизни, но война священная, за веру, а не из суетных житейских целей. В стремлении приблизиться к такому идеалу западная церковь облагородила феодализм до рыцарства и соединила последнее с монашеством в известных орденах тамплиеров, странно-приимцев1 и других, возникших в эпоху Крестовых походов. Но всякий орден есть общество, следовательно, нечто безличное, отвлеченное, и потому нравственная мысль Средних веков не могла быть вполне удовлетворена военно-духовными братствами, в которых отдельная личность постоянно стояла ниже возлагаемых на нее требований и как бы оправдывала собственную немощь заслугами целого ордена. С другой стороны, нам известно, как рано изменили эти ордена своему первоначальному назначению и поддались искушениям политического могущества и светских наслаждений. Примером могут служить тамплиеры. Идеалу средневековой доблести суждено было воплотиться в лице Людовика IX. Сочинения Т. Н. Грановского. М., 1857, т. I, с. 437-445. КОММЕНТАРИЙ. О Т. Н. Грановском и его сочинениях см. во2-м томе. Приведенный текст составляет вступление одной из четырех публичных лекций, читанных московским профессором в 1851 г.: о Тимуре, Александре Великом, Людовике IX и Бэконе. В своем сжатом очерке характера тех двух столетий, которые составляют зенит развития средневекового общества, профессор Грановский выказал весь свой талант мыслителя и живописателя, так что и теперь мы должны повторить сказанное нами еще в 1852 г., по поводу критики этих его лекций, а именно, что в них Т. Н. Грановский обнаружил те же достоинства, которые мы привыкли встречать во всем, что выходило из-под его пера; а сделанные нами замечания относительно частностей нисколько не препятствуют нам назвать словами нашего же профессора его чтения «достойными вкладами русской мысли и русского слова». Мы затруднились бы и в западной исторической литературе приискать что-нибудь такое, что могло бы служить лучшей прелюдией к крестоносному времени и что в таких немногих словах могло бы так удобно ввести читателя в новый мир, который открывают собой XII и XIII столетия. Чтобы лучше понять взгляд Грановского именно на Крестовые походы, сравните статью Гегеля (ниже), где он говорит о том, как крестоносцы не достигли тех целей, к которым стремились, но как зато человечество достигло того, чего пилигримы XII и XIII столетий не имели и в виду. Госпитальеры, или иоанниты.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes