На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.) стр. 8

2. Человек физический и осязаемый служит только указанием, при помощи которого предстоит изучить внутреннего и неосязаемого человека. Когда вы наблюдаете человека осязаемого, чего вы ищете в нем? Человека неосязаемого. Его слова, достигающие до вашего уха, его телодвижения, одежда, поступки, видимые дела служат для вас только выражением чего-то другого; все это говорит о чем-то ином, о душе. Человек внутренний скрыт в человеке внешнем, и последний свидетельствует о первом. Вы осматриваете его дом, его мебель, одежду, но вы ищете во всем этом следы его привычек и вкуса, хотите судить о степени его развития или простоты, расточительности или экономии, ограниченности или утонченности ума. Вы прислушиваетесь к его разговору и замечаете даже интонацию его голоса и принимаемые им позы опять для того, чтобы заключить о его энергии, развязности, веселости или о натянутости. Вы изучаете произведение его пера или искусства, его финансовые или политические предприятия с единственной целью: определить силу и пределы его рассудительности, находчивости, присутствия духа, открыть распорядок, род и обычную мощь его идей, как он мыслит и определяет свою волю. Все внешнее служит только тропинками, ведущими к центру, и вы пускаетесь на поиски, чтобы достигнуть этого центра; там пребывает истинный человек -я подразумеваю сумму способностей и чувствований, производящих все остальное. Вот новый мир, мир беспредельный, ибо всякое видимое действие влечет за собой бесконечный ряд заблуждений, тревог, прежних и новых ощущений, содействовавших к тому, чтобы вызвать его наружу, и которые, подобно высоким скалам, пустившим глубокие корни в землю, достигают в этом действии своей вершины и выплывают на поверхность. Этот подземный мир и составляет второй предмет, собственно предмет историка. Если его критическое образование удовлетворительно, то он будет способен открыть под всяким украшением архитектуры, под всякой чертой картины, под всякой фразой литературного произведения то своеобразное чувствование, под влиянием которого явились то украшение, та черта или та фраза; он присутствует при внутренней драме, которая совершалась в артисте или в писателе; выбор слов, краткость или длина периода, характер метафор, ударение в стихе, порядок в рассуждении все служит ему указанием; в то время как его глаза читают текст, его душа, его ум следят за беспрерывным потоком и цепью волнений и ощущений, из которых вытекал сам текст; это психология. Если вы хотите наблюдать за таким процессом, обратите внимание на того, кто вызвал и послужил сам образцом всей великой современной образованности, на Гете, который, прежде чем сел за свою Ифигению, употребил целые дни на то, чтобы копировать лучшие статуи; наконец, пресытив свой взор благородными формами античного искусства и напоив свой дух гармоничной красотой древней жизни, он дошел до такого верного воспроизведения в самом себе привычек и наклонностей греческой фантазии, что мог подарить Антигона Софокла и богиням Фидиаса сестру, почти их близнеца. Такие приемы обновили в наше время историю; в прошлом столетии их почти совершенно не знали; люди всех рас и веков представлялись почти без всякого различия; грек, варвар, индус, человек эпохи Возрождения и человек XVIII в., все это отливалось в одну форму по известному абстрактному представлению, которое прикладывалось ко всему человеческому роду. Знали человека, но не знали людей; не достигали до души, не видели бесконечного разнообразия и изумительной ее сложности; не догадывались, что моральное построение народа или эпохи есть нечто своеобразное и отличительное, как физическое построение какого-нибудь семейства растений или известной породы животных. Ныне история, как и зоология, открыла свою анатомию, и какова бы ни была ветвь исторических занятий филология, лингвистика или мифология, все трудятся по этому пути, желая добиться новых результатов.... Моральное построение народа или эпохи зависит от трех первобытных причин: от расы, данной среды и данного момента. Историку остается исследовать, каким


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes