На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.) стр. 7

у Бальзака и в акварелях Лами. Равным образом, когда мы читаем греческую трагедию, наши первые усилия должны быть направлены к тому, чтобы представить себе греков, то есть людей, которые живут полунагими в своих гимназиях или на публичных площадях под светлым небом, имея перед глазами чудные виды; они заняты сообщением своему телу силы и ловкости, болтовней, прениями, подачей голосов или патриотическим пиратством; в остальном -праздные и воздержные, они имеют в доме три кружки для меблировки и два анчоуса в глиняном горшке, наполненном маслом; им служат рабы, благодаря которым у них остается много свободного времени для украшения своего духа и упражнения своих членов; у них нет другой заботы, кроме желания иметь у себя самый красивый город, самую прекрасную процессию, самые прекрасные идеи и самых красивых людей. Все это растолкует вам больше, нежели множество диссертаций и комментарий, одна статуя, как Мелеагр или Тезей в Парфенона, или, еще лучше, вид сияющего голубого Средиземного моря, эта шелковая туника, из которой выплывают острова, как куски мрамора; и к этому возьмите каких-нибудь двадцать мест, выбранных у Платона и Аристофана. Равным образом, чтобы понять индийскую пурану, начните с того, что представьте себе отца семейства, который, «увидев сына на коленях сына», удаляется по закону в пустыню с секирой и сосудом, под банановое дерево на берегу ручья, перестает говорить, удваивает посты, живет нагишом между четырех огней, имея над собой пятый огонь, я подразумеваю палящее солнце, которое беспрерывно пожирает и воспроизводит живые существа. По очереди и целыми неделями он вперяет свой взор на ступню Брамы, потом на его колено, лядвею, пуп и так далее, пока в результате усилий напряженного воображения не появятся галлюцинации, пока все формы существующего, перемешавшись и слившись друг с другом, не заколеблятся в этой голове, одержимой кружением, и пока неподвижный человек, сдерживая дыхание, вперив свой взор, не увидит, как вселенная, наподобие дыма, исчезнет над всеобъемлющим и бессодержательным существом, в котором он ищет распуститься сам. В этом отношении путешествие по Индии было бы всего назидательное; но за недостатком лучшего оно может быть заменено рассказами путешественников, географическими сочинениями, ботаникой и этнологией. Во всяком случае, прием исследования должен быть тот же. Язык, кодексы, законодательный и религиозный, есть не что иное, как абстракты; полнота заключается в человеке действия, в человеке физическом и осязаемом, который ест, ходит, борется, работает; оставьте в стороне теории конституций и их механизм, теории религий и их систему, а постарайтесь увидеть людей в их мастерских, в их конторах, за плугом на полях, вместе с их небом, почвой, домами, одеждой, привычками, пищей, как вы то делаете, высадившись в Англии и Италии, когда вы всматриваетесь в лица и телодвижения, глядите на тротуары и таверны, на горожанина, как он прогуливается, на мастерового, как он пьет. Вся наша забота должна быть направлена к тому, чтобы по возможности всякое наблюдение было бы для нас очевидно, лично, непосредственно и осязательно, хотя бы оно относилось и к прошедшему: это единственный путь к познанию человека; сделаем же прошлое настоящим; чтобы судить о каком-нибудь предмете, постараемся, чтобы он был нам присущ; отсутствующее не может подлежать наблюдению. Конечно, такое воспроизведение прошедшего всегда останется неполным; оно приведет к незаконченным суждениям; но надобно покориться этому неудобству; лучше познание недовершенное, чем пустое или ложное, а нет средства постигнуть до некоторой степени деятельность прошедшего времени, как до некоторой степени увидеть людей тех эпох. Но это только первый шаг в истории; его сделали в Европе при возрождении творческого воображения в конце прошлого столетия, благодаря инициативе Лессинга, Вальтера Скотта; во Франции, несколько позже, пошли тем же путем Шатобриан, Августин Терри, Мишле и многие другие. Но вот еще второй шаг.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes