|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Самаркин В. В.
Историческая география Западной Европы в средние века.
стр. 204
нее средневековье было лютеранство; в период наивысшего подъема оно охватывало многие земли
Центральной, Восточной и Северной Европы: Германию, Австрию, Чехию, Польшу, Венгрию,
Скандинавские страны. Значительное количество лютеран проживало также в западноевропейских
странах. Уже в середине XVI в. лютеранство стало государственной религией во многих областях
Германии, в Дании, Швеции, причем в Дании и Швеции официально главой церкви стали короли. Однако
в конце XVI и в XVII в. католическая реакция привела к восстановлению католицизма в некоторых
областях и сокращению ареала лютеранства.
Помимо основных реформационных церквей в эпоху позднего средневековья получили широкое
распространение и другие церковные направления, догматически и организационно представлявшие
собой самостоятельные учения. В Швейцарии вокруг Берна, Базеля, Цюриха и в соседних немецких и
австрийско-славянских землях в первой трети XVI в. было широко распространено цвин-глианство;
вскоре, однако, после поражения при Каппеле и смерти Цвингли в этой части Швейцарии было введено
равноправие религий. В южных районах Швейцарии и на северо-западе Италии (Аоста) находились
территории, сплошь заселенные вальденсами, учение которых в это время возрождается и находит
многочисленных прозелитов. На востоке Нидерландов и в Северо-Западной Германии бурно
распространяется анабаптизм; его последователи встречаются также во многих местах Восточной и
Южной Германии и других областей континента. В чешских владениях Габсбургов широко
распространилось учение «чешских или моравских братьев», наследников гусизма, борцов за
национальные права и национальную культуру; в последней четверти XVI в. они совместно с лютеранами
выработали единое «исповедание веры». Помимо этих враждебных католицизму направлений, в Европе
существовало множество других, менее крупных сект и учений — антитринитарии, меннониты и пр. В
сфере подчинения римской католической церкви в середине XVI в. безусловно находились только
Испания, Италия и отдельные германские земли; Франция формально сохраняла католическую
догматику, но фактически была независима от Рима; Нидерланды и другие европейские.территории,
«зараженные ересью», лишь номинально считались католическими. В дальней
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|